Warning: Undefined array key 1 in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 86
Горячая тема
Наш корреспондент своими глазами увидел, как идет круглосуточная уборка улиц от снега
Понедельник. Соборная площадь. 22 часа. На термометре минус десять, а к ночи синоптики обещают до минус пятнадцати. Зато стих ветер и прекратил идти валивший с утра снег. Кажется, что почти тепло. Хотя это только на пару минут. Потом невообразимо хочется спрятаться в теплой машине и не выходить оттуда. На площади безостановочно работает техника. Вывозят, в основном, свежеубранный снег. И только белые холмы, расставленные кое-где в почти геометрическом порядке, напоминают о бушевавшей днем стихии.
В ночь мы уезжаем вместе с дежурным мастером управления «Белгорблагоу-стройство» Виталием Шаховым. Виталий свое дело знает.
— Сейчас в городе работают 83 единицы снегоуборочной техники и 112 человек, -рапортует нам он с ходу. — Основная снегоуборочная техника идет по шести маршрутам. В каждой колонне по семь-восемь машин. Меньше нельзя, если 2-3, то снежные валки другие автомобили моментально разметут опять по дороге, и вся работа пойдет насмарку. Они приступили к работе с восьми вечера и будут практически без остановки чистить город до восьми утра.
Мы садимся в машину и отправляемся по одному из таких маршрутов. Условно, это маршрут номер один. Его путь лежит по проспекту Богдана Хмельницкого до ротонды, потом назад на Красноармейскую, затем подъем в Репное и назад. И так до восьми утра. Правда, все не так просто. Мы сразу прозвали движение колонны «елкой». Потому что периодически колонна уходит в сторону, чистит прилегающие улицы и переулки. Поэтому даже двигающиеся неспешно машины сразу нагнать не получилось. Остановились у «Рио», а машины, оказывается, повернули на Ячнево.
Нагнать маршрут «номер один» удалось возле ротонды. При этом пропустили еще одну колонну, повернувшую у ротонды направо.
— Это «объездники», — пояснил Виталий
Шахов. — У них задача чистить все объездные магистрали. Так и кружатся вокруг Белгорода.
Пересаживаемся в головную машину маршрута. За рулем — Сергей Приступен-ко, звеньевой, как он сам отрекомендовался. Работает в «Белгорблагоустройстве» уже больше десяти лет.
— Тяжелая ли работа? Нормально, привыкли уже. Трудности? Главные создают автомобилисты. Любители, в основном. Просачиваются внутри колонны, то повернуть норовят, то вообще остановится и ждет чего-то. Ночью полегче, а днем с госавтоинспекцией приходится ездить.
Вопрос про соцсети, где тема снегоуборки после метели становится чуть ли не заглавной, Сергей обходит, а вот критику (обычно незаслуженную) в реале слышать приходится частенько:
— Неприятно, конечно, особенно, когда от знакомых слышишь — мол, спите, не убираете вовремя. Пытаешься объяснять. Спокойно, естественно.
Вообще, тема обсуждения и осуждения работы белгородских коммунальщиков -достаточно болезненная. Только в «Бел-горблагоустройство» поступает в день снегопада по 40-50 звонков, все звонки фиксируются, не остаются без внимания, -говорит Виталий Шахов. — Большая их часть с микрорайонов ИЖС. Это улицы третьей или четвертой очереди. Доходим и туда, но, в первую очередь, задача очистить основные магистрали, чтобы город не остановился. В любом случае, все стараемся убрать максимально оперативно. По нормативам снег с основных проезжих магистралей должен быть убран в течение шести часов. Потом добираемся и до остальных.
Тем временем мы уезжаем с проспекта Богдана Хмельницкого. Автомобили первого маршрута уходят красивым веером на Красноармейскую, мы провожаем их с моста, пытаясь сделать эффектный снимок, а сами поворачиваем на Харьковскую гору. Работа кипит везде. Тракторы, грейдеры попадаются нам постоянно, а на перекрестке Ватутина-Королева встречаемся с очередной колонной. И констатируем — улицы вычищены местами до асфальта. А кое-где (и это при, минимум, десятиградусном морозе!) уже блестят влажным антрацитовым отсветом.
Наши спутники поясняют, что это результат работы песко-соляной смеси (при температуре около минус десяти — 50 процентов соли и пятьдесят песка), и если асфальт влажный, то это очень хорошо — наледи наутро не будет.
Дальше едем быстрее, ведь теперь мы не связаны с определенным маршрутом. Внизу нового моста также кипит работа. Снег убирается уже с обочин. Техники задействовано здесь немало — место бойкое. Даже сейчас ночью (а стрелки часов уже прилично перевалили за полночь), автомобили стремглав проносятся вниз и вверх. Снег увозят и с бордюров и с газонов. Это на случай уже следующего снегопада, чтобы, если что, было куда оперативно убрать снег с дороги. Но пока что с неба срываются только легкие снежинки, а столбик термометра по ощущениям неуклонно ползет вниз.
Мы возвращаемся в центр. На проспекте Славы, рядом с магазином «Кулинария», видим уже заключительную часть снегоуборочного процесса. Белую массу собрали в кучи еще днем. Сейчас их грузят в самосвалы, которые скоро отвезут снег туда, где ему положено находиться до состояния таяния.
Для нас ночь заканчивается, а для работников «Белгорблагоустройства» продолжается.
— Интересная у вас работа, — говорят нам на прощание сопровождающие.
— Да нет, это у вас интересная,- не соглашаемся мы.
И на этом расстаемся. Одни (то есть мы) едут успеть захватить для сна хоть несколько предрассветных часов, а другие остаются работать, как минимум, до восьми. Для того, чтобы утром город даже и не заметил, что на него накануне обрушился снегопад, и спокойно отправился по делам.
Вторник. Утро. Минус четырнадцать, солнце и чистые, порой до асфальта, городские магистрали. О том, чего стоит такая чистота, знают немногие. Вы теперь тоже в их числе.
Андрей ЮДИН
ФОТО АВТОРА