> Переход страны к рыночной экономике сделал для нас актуальным известное высказывание: «Любая монополия ведет к загниванию».
Во избежание этой беды в 1990 году в России было создано федеральное антимонопольное ведомство. Спустя год, 17 декабря 1991 года, его территориальный орган был открыт в Белгороде.
Первоначально антимонопольное ведомство занималось не только контролем выполнения норм законодательства в сфере конкуренции, но также защитой прав потребителей и поддержкой предпринимательства. В то время председателем Антимонопольного комитета РФ являлся Валерий Черногородский — человек демократических воззрений и весьма обширных познаний. Он стремился укомплектовать свой штат людьми интеллигентными и с твердыми убеждениями. Распространялось это не только на центральный аппарат, но и территориальные структурные подразделения ведомства.
Как следствие, большинство сотрудников в Белгородское антимонопольное управление пришли из научно-исследовательских и проектных институтов. Юристов, что называется, можно было перечесть по пальцам. В штате из 25 человек было три кандидата наук, которые отличались аналитическим подходом к поставленным задачам. В созданном коллективе они задавали тон и подходы к делу. Выработанный четверть века назад стиль работы сохраняется и поныне.
В настоящее время в УФАС по Белгородской области штат сотрудников на две трети составляют люди с юридическим образованием.
Сейчас в коллективе белгородских антимонопольщиков от первого набора остались лишь трое сотрудников: заместитель отдела контроля закупок Лариса Родимкина, заместитель отдела товарных цен Надежда Чуева и начальник отдела кадров Надежда Панова. Они, по сути, являются хранителями исконных традиций ведомства.
Связано это с задачами, которые призвано решать учреждение. Во-первых, это перманентный контроль деятельности монополистов и прочих хозяйствующих субъектов, которые могут заключить картельные соглашения либо использовать чужие товарные знаки. Во-вторых, антимонопольщики осуществляют мониторинг государственных закупок, а также действий органов власти, которые могут ущемлять интересы предпринимателей или же предоставить кому-либо незаконные преференции. В-третьих, контроль выполнения положений законодательства «О рекламе», касающихся сугубо содержания рекламных объявлений. Наконец, отслеживание правомерности торговой деятельности. Следует отметить, что с этим, по признанию руководства антимонопольной службы, возникают немалые трудности. Дело в том, что законодательство в этой сфере действует с начала 90-х годов и прописано преимущественно в интересах крупных сетевых компаний.
Руководитель УФАС по Белгородской области Сергей Петров, проработавший в общей сложности в антимонопольной службе без малого 22 года, выделил среди многих три дела, заслуживающие особого внимания.
В Старом Осколе в 2009 году впервые удалось выявить факт картельного соглашения. Предприниматели договорились сбывать нефтепродукты гражданам по единым завышенным ценам. В итоге нарушители были оштрафованы на 3,5 млн рублей. Для Белгородчины это было первым делом по картельному соглашению. Примечательно, что «раскрутила» его молодой сотрудник Ольга Сотникова. Отметим, что в настоящее время Ольга Владимировна работает в должности начальника отдела.
В Алексеевке в 2013 году было заведено дело в отношении одного из естественных монополистов. В результате судебного разбирательства он был оштрафован на 100 тыс. рублей. При этом белгородские антимонопольщики проявили новаторский подход, предложив неординарное толкование закона. Федеральное руководство отметило это дело в числе лучших. В 2014 году территориальный УФАС выявил признаки нарушений в действиях областного правительства, которое попыталось предоставить льготные условия государственным унитарным предприятиям. Сергей Владимирович рассказал: «Наше предписание было выполнено в добровольном порядке. По итогам года руководство ФАС РФ назвало это дело в числе десяти лучших за год».
О результативности работы УФАС по Белгородской области говорят цифры.
За прошлый год по признакам нарушения антимонопольного законодательства было рассмотрено 65 дел, по которым в 45 случаях признан факт нарушений. За недобросовестную конкуренцию на виновных наложены штрафные санкции на общую сумму порядка 4,2 млн рублей.
Выдано 79 предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Всего по различным направлениям деятельности регионального УФАС в 2015 году было рассмотрено 196 дел об административных правонарушениях, по 109 из которых вынесено постановление о наложении штрафов на общую сумму порядка 6,9 млн рублей.
Изменения, внесенные в законодательство в нынешнем году, призваны снизить давление на предпринимателей. Они сместили акценты работы антимонопольной службы на профилактическую деятельность. Теперь при выявлении признаков нарушений закона «О защите конкуренции» хозяйствующим субъектам выносится предупреждение и лишь при его игнорировании принимаются меры дисциплинарного характера. Кроме того, антимонопольная служба отныне работает исключительно с юридическими лицами и не принимает заявлений от граждан. Между тем, это нисколько не умаляет той роли, которую продолжает играть УФАС для создания здоровой конкурентной среды в нашем городе и регионе.
Павел ПЕРЕДЕРИЙ
Фото автора