На защите честной конкуренции

На защите честной конкуренцииРегиональному антимонопольному органу в Белгороде исполнилось 25 лет

> Переход страны к рыночной экономике сделал для нас актуальным известное высказывание: «Любая монополия ведет к загниванию».

Во избежание этой беды в 1990 году в России было создано федеральное антимонопольное ведомство. Спустя год, 17 декабря 1991 года, его территориальный орган был открыт в Белгороде.

Первоначально антимонопольное ве­домство занималось не только контро­лем выполнения норм законодательства в сфере конкуренции, но также защитой прав потребителей и поддержкой пред­принимательства. В то время председа­телем Антимонопольного комитета РФ являлся Валерий Черногородский — чело­век демократических воззрений и весьма обширных познаний. Он стремился уком­плектовать свой штат людьми интелли­гентными и с твердыми убеждениями. Распространялось это не только на цен­тральный аппарат, но и территориальные структурные подразделения ведомства.

Как следствие, большинство сотруд­ников в Белгородское антимонопольное управление пришли из научно-исследо­вательских и проектных институтов. Юри­стов, что называется, можно было пере­честь по пальцам. В штате из 25 человек было три кандидата наук, которые отлича­лись аналитическим подходом к постав­ленным задачам. В созданном коллективе они задавали тон и подходы к делу. Выра­ботанный четверть века назад стиль рабо­ты сохраняется и поныне.

В настоящее время в УФАС по Белгородской области штат сотрудников на две трети составляют люди с юридическим образованием.

Сейчас в коллективе белгородских антимонопольщиков от первого набора остались лишь трое сотрудников: заместитель отдела контроля закупок Лариса Родимкина, заместитель отдела товарных цен На­дежда Чуева и начальник отдела кадров Надежда Панова. Они, по сути, являются хранителями исконных традиций ведом­ства.

Связано это с задачами, которые при­звано решать учреждение. Во-первых, это перманентный контроль деятельно­сти монополистов и прочих хозяйствую­щих субъектов, которые могут заключить картельные соглашения либо использо­вать чужие товарные знаки. Во-вторых, антимонопольщики осуществляют мони­торинг государственных закупок, а также действий органов власти, которые могут ущемлять интересы предпринимателей или же предоставить кому-либо незакон­ные преференции. В-третьих, контроль выполнения положений законодательства «О рекламе», касающихся сугубо содер­жания рекламных объявлений. Наконец, отслеживание правомерности торговой деятельности. Следует отметить, что с этим, по признанию руководства антимо­нопольной службы, возникают немалые трудности. Дело в том, что законодатель­ство в этой сфере действует с начала 90-х годов и прописано преимущественно в ин­тересах крупных сетевых компаний.

Руководитель УФАС по Белгородской области Сергей Петров, проработавший в общей сложности в антимонопольной службе без малого 22 года, выделил сре­ди многих три дела, заслуживающие осо­бого внимания.

В Старом Осколе в 2009 году впервые удалось выявить факт картельного соглашения. Предприниматели договори­лись сбывать нефтепродукты гражданам по единым завышенным ценам. В итоге нарушители были оштрафованы на 3,5 млн рублей. Для Белгородчины это было первым делом по картельному соглаше­нию. Примечательно, что «раскрутила» его молодой сотрудник Ольга Сотникова. Отметим, что в настоящее время Ольга Владимировна работает в должности на­чальника отдела.

В Алексеевке в 2013 году было заведе­но дело в отношении одного из естествен­ных монополистов. В результате судебно­го разбирательства он был оштрафован на 100 тыс. рублей. При этом белгород­ские антимонопольщики проявили нова­торский подход, предложив неординарное толкование закона. Федеральное руковод­ство отметило это дело в числе лучших. В 2014 году территориальный УФАС выявил признаки нарушений в действиях област­ного правительства, которое попыталось предоставить льготные условия госу­дарственным унитарным предприятиям. Сергей Владимирович рассказал: «Наше предписание было выполнено в добро­вольном порядке. По итогам года руко­водство ФАС РФ назвало это дело в числе десяти лучших за год».

О результативности работы УФАС по Белгородской области говорят цифры.

За прошлый год по признакам наруше­ния антимонопольного законодательства было рассмотрено 65 дел, по которым в 45 случаях признан факт нарушений. За недобросовестную конкуренцию на вино­вных наложены штрафные санкции на общую сумму порядка 4,2 млн рублей.

Выдано 79 предписаний об устранении нарушений антимонопольного законода­тельства.

Всего по различным направлениям деятельности регионального УФАС в 2015 году было рассмотрено 196 дел об административных правонарушениях, по 109 из которых вынесено постановление о наложении штрафов на общую сумму порядка 6,9 млн рублей.

Изменения, внесенные в законода­тельство в нынешнем году, призваны снизить давление на предпринимателей. Они сместили акценты работы антимоно­польной службы на профилактическую деятельность. Теперь при выявлении при­знаков нарушений закона «О защите кон­куренции» хозяйствующим субъектам вы­носится предупреждение и лишь при его игнорировании принимаются меры дисци­плинарного характера. Кроме того, анти­монопольная служба отныне работает ис­ключительно с юридическими лицами и не принимает заявлений от граждан. Между тем, это нисколько не умаляет той роли, которую продолжает играть УФАС для создания здоровой конкурентной среды в нашем городе и регионе.

Павел ПЕРЕДЕРИЙ

Фото автора

Exit mobile version