Тепло рук мастера

Тепло рук мастераРемесло

В Белгороде открылась выставка керамики

> Горшки, крынки и традиционная старооскольская игрушкавсё это можно увидеть в выставочном зале «Родина». Свои работы белгородцам представили мастера из Старого Оскола Оксана Рощупкина и Вера Половинкина.

Обе мастерицы — опытные и признанные ремесленники. Оксана Рощупкина носит звание народного мастера России и Белгородской области, Вера Половинкина — народного мастера Белгородской области. Обе они недавно вступили в ряды союза ремесленников «Мастера Белогорья».

Экспозиция, открывшаяся в выставочном зале «Родина», малоформатная, но при этом достаточно ёмкая. Вера Половинкина привезла в Белгород керамическую посуду различных форм и размеров. Среди экспонатов -предметы, характерные именно для Белгородской области, мастерица изучает традиционную керамику.

— Керамическую посуду по традиции возили далеко, поэтому в Черноземье она вся похожа. А вот с другими регионами страны различия есть. Они заключаются, как правило, не в декоре, а в форме посуды. Крынки разных областей различны, кроме того, у различных народов были свои традиционные блюда, для которых делалась посуда особенных форм, — рассказывает мастерица.

Работы, представленные на выставке, имеют особенность: при их изготовлении мастер не использовала поливку. Говорит, стала изготавливать такие горшки и крынки по просьбе людей.

— Мне стали говорить, что обычные глазурированные изделия можно купить и в магазине, а людям интересна тёплая, фактурная глина. В такой и чай с кофе вкуснее получается, и особенный запах еды сохраняется, — делится Вера Половинкина.

Оксана Рощупкина в основном занимается изготовлением традиционной старооскольской игрушки, именно её она и представила на выставке.

Гончарный промысел в Старом Осколе был одним из древнейших, и кроме крупных, необходимых в быту предметов, в каждом дворе лепили мелкие игрушки -свистульки, колокольчики, фигурки людей и животных. У каждого мастера были свои особенности, однако общие черты прослеживались: такие фигурки не превышали размер в десять сантиметров, а ещё их не покрывали глазурью, дабы сохранить первозданную красоту материала и следы рук мастера.

В начале прошлого века осталось крайне мало мастеров, знающих секреты создания старооскольской игрушки, и этот промысел был на грани исчезновения. Возрождение его связано с именами старейших мастериц — сестер Гончаровых, перенявших мастерство лепки у своей матери еще в 30-х годах. По заветам этих мастериц трудится и Оксана Рощупкина.

— Я считаю, что для того, чтобы промысел жил, он должен развиваться. Поэтому я, конечно, стараюсь работать, не выходя за рамки традиций, однако, если того требуют обстоятельства (к примеру, так гласят условия конкурса), фантазию я не сдерживаю. Так, после одного из конкурсов у меня появился мальчик, катающий снежный ком, после другого — сказочный единорог, — рассказывает Оксана Рощупкина.

Познакомиться с работами мастериц и побольше узнать о старооскольском народном промысле можно в выставочном зале «Родина» до середины декабря

Лика МАРИНИНА

Фото автора

Exit mobile version