Особенные дети в обыкновенной школе

Особенные дети в обыкновенной школеДоступная среда

Уже два месяца в Белгороде работают ресурсные классы для детей с аутизмом

На вахте 43-й школы лежит красочная памятка. На нейобращение: «Привет. Возможно, тебя смутило моё поведение. Дело в том, что у меня аутизм. Я не совсем обычный ребёнок, который хочет общаться с другими детьми».

Успехи

В классе ИЗО идёт урок. Пятеро ребят под руководством взрослых наставников акварельными красками выводят простой рисунок: три цветка, трава, солнышко. Один мальчик ни с того ни с сего начинает кричать и сметает со стола принадлежности. Занимающийся с ним взрослый терпеливо возвращает рисунок на место. Другие дети, кажется, не замечают происходящего.

— Берём зелёную краску, рисуем листик. Дугу вверх, как улыбочку, — продолжает учитель.

У Макара получается красивая картина. Цветы — разноцветным, солнце — жёлтым, небо — синим… Он внимательно слушает указания учителя и старательно им следует.

Увидев этого мальчика два месяца назад, вы бы ни за что его не узнали. В любой не нравящейся ему ситуации он начинал громко кричать, закрывая уши руками. Он редко сам формулировал мысли, чаще просто повторяя слова за взрослыми, а то и вовсе беспорядочно декламируя сцены из мультфильмов. Сейчас он спокоен, легко контактирует со взрослыми, вступает в диалог с одноклассниками, решает задачи.

— Конечно, этому прогрессу предшествовала большая работа в соответствии со специально составленной для Макара программой. Он очень способный мальчик, сейчас может подойти к сверстнику и спросить, как у него дела, легко решает примеры из трёх-четырёх действий, учится писать прописные буквы, стал лучше читать и отвечать на вопросы по тексту, -рассказывает тьютор Анна Лихонина.

Таких особенных ребят, как Макар, в 43-й школе обучаются двенадцать. С 1 сентября здесь заработало два класса для детей с аутизмом.

Результат общей работы

Особенные дети в обыкновенной школе

Создание ресурсных классов в Белгороде — явление долгожданное. Появились они по инициативе и при активной поддержке фонда содействия решению проблем аутизма «Выход в Белгороде».

Ранее у белгородцев школьного возраста с расстройствами аутического спектра было три пути: учиться в специализированной коррекционной школе, в специальных классах для детей с умственной отсталостью обычных школ и обучаться на дому. Сейчас же, благодаря стараниям Фонда и неравнодушных родителей, поддержке администрации города, содействию школы, такие ребята могут учиться бок о бок с обыкновенными сверстниками, что, по мнению специалистов, очень благотворно сказывается на адаптации детей с аутизмом к жизни в обществе.

Сейчас в школе занимаются двенадцать детей, по шесть человек в классе. Все — ученики начальной школы. С ними работают двенадцать тьюторов и два поведенческих психолога.

Череда побед

Едва придя в класс, каждый ребёнок с аутизмом проходит тестирование, с помощью которого выявляется уровень его развития, выясняются пробелы. На основе этого тестирования педагог формирует под каждого ребёнка индивидуальную программу, по которой и работают тьюторы.

Одинаковых детей с аутизмом не бывает. «Особый мир» у каждого свой, различны каналы, по которым они легче усваивают информацию, различны сопутствующие аутизму заболевания. К примеру, у Паши серьёзные нарушения зрения, поэтому упор в его обучении делается на аудиоинформацию. Но и здесь не всё просто — Паше не нравятся громкие звуки и ему часто приходится прибегать к помощи наушников, чтобы от них отгородиться. Для мальчика разработаны несколько специальных программ обучения, направленных на восприятие яркости цвета, пространства, формы объектов.

Женя не разговаривает. И для того, чтобы общаться с ним, учителя и родители прибегают к помощи специальных карточек с картинками. Альбом с карточками всегда при нём и при необходимости мальчик может рассказать о том, что его беспокоит, где у него болит и что он хочет на обед.

На каждого ребёнка заведёно свое личное дело, в котором собраны программы, по которым с ребёнком занимаются, результаты тестирований и проводится анализ, чтобы отслеживать динамику достижений. «Синтаксис и грамматика», «игра и досуг», «социальное взаимодействие», «групповые инструкции» — оценивается уровень развития каждой деятельности ребёнка в отдельности. По мере освоения навыков клеточки заполняются.

У Макара практически все клеточки заполнены — он уже готов к обучению по адаптированной общеобразовательной программе в обычном классе. Ему одиннадцать. Он третьеклассник.

Конечно, работа по внедрению этих особенных ребят в обычные классы проводится постепенно. Вначале каждый занимается только со своим тьютором по отдельным программам, затем ребята начинают посещать занятия в малых группах. И последний, самый волнительный этап: они начинают посещать обыкновенные классы. К появлению особенного ребёнка на уроках готовы и учителя, и ученики.

— Мы давно готовили и детей, и учителей, и родителей к созданию ресурсных классов. Все отнеслись с пониманием, и очень приятно наблюдать, когда обычный школьник подходит к этому особенному ребёнку и спрашивает: «Чем я могу тебе помочь?» — рассказывает Ирина Сиденко.

Ресурсные классы в школе существуют всего два месяца, итоги подводить рано, но положительная динамика у всех ребят налицо. Впереди у них ещё много маленьких, но очень важных побед, достигнув которые, они смогут посещать обычные уроки, свободно общаться со своими сверстниками и наверняка найдут новых друзей.

Алина БОРИСЕНКО

ФОТО АВТОРА