Новые приоритеты антимонопольной службы

Новые приоритеты антимонопольной службыНаше интервью

Уменьшение давления на бизнес сделало УФАС недоступным для жалоб граждан

Для уменьшения давления на бизнес законодатели внесли поправки в правовые акты, ограничившие в 2016 году полномочия проверяющих структур. Либерализация коснулась хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления. О том, как она отразилась на деятельности регионального управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС), мы побеседовали с руководителем ведомства Сергеем Петровым.

В УФАС поступила информация о случаях распространения в Белгороде листовок, вложенных в почтовые ящики, о якобы обязательном согласовании даты и времени процедуры проверки приборов учета воды от некой «Единой городской службы по учёту водоснабжения». Антимонопольное управление информирует, что названная «служба» не имеет никакого отношения к органам местного самоуправления города, а также не является зарегистрированным муниципальным предприятием либо учреждением. Белгородское УФАС доводит до сведения, что граждане не обязаны обращаться для поверки и замены счетчиков на воду в «Единую городскую службу по учёту водоснабжения». Напомним, что ранее антимонопольное управление уже сообщало на своем сайте о подобной несуществующей организации«Городская Сервисная Служба».

Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, об изменениях в работе антимонопольной службы.

За нарушение основных норм антимонопольного законодательства теперь выносится предупреждение, а штрафные санкции налагаются лишь в случае, если оно игнорируется. С начала текущего года УФАС по Белгородской области вынесло хозяйствующим субъектам порядка 50 предупреждений. А финансовые санкции были применены в отношении перевозчиков, которые не прошли муниципальный конкурс, но осуществляли обслуживание граждан на маршрутах общественного транспорта. Суд признал позицию УФАС абсолютно правомерной.

В настоящее время размер штрафа на юридическое лицо составляет около 200-300 тыс. рублей.

В сфере контроля соблюдения норм федерального закона «О рекламе» каких-либо существенных изменений не произошло. Вместе с тем количество выявляемых нарушений продолжает сокращаться. Печатные средства массовой информации под штрафные санкции сейчас попадают крайне редко. Если раньше в городе фиксировалось много нарушений с наружной рекламой (размещение в неустановленных местах), то теперь их число значительно сократилось. Правда, на территории Белгородской агломерации некоторые предприниматели все еще предпринимают попытки в обход закона размещать объявления об услугах эвакуаторов на дорожных знаках. В искоренении этого негативного явления УФАС надеется на помощь сотрудников органов внутренних дел.

Отмечаются единичные случаи нарушения положений закона «О контрактной системе в сфере закупок» (см. № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.).

Их число, по сравнению с предыдущим годом, осталось практически неизменным.

Еще одно новшество: обращения принимаются лишь от хозяйствующих субъектов — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Отныне УФАС лишен возможности реагировать на жалобы граждан. Если раньше антимонопольщики рассматривали немало претензий горожан к газовикам и энергетикам, то теперь они находятся сугубо в компетенции Роспотребнадзора.

Читателей интересует вопрос контроля повышения коммунальных тарифов. Многие считают, что ФАС выступает в качестве своеобразного регулятора, который систематически направляет в органы власти различные законодательные инициативы. Так ли это?

В прошлом году упразднена федеральная служба по тарифам России (ФСТ РФ), устанавливавшая размеры платежей на энергоносители, а ее функции были переданы ФАС России. Отмечу, что в Белгородской области коммунальные платежи частично устанавливаются региональной комиссией по ценам и тарифам, а также муниципальными властями. Региональное управление ФАС к этому вопросу какого-либо отношения не имеет. Что касается позиции антимонопольного ведомства на федеральном уровне, то оно выступает против резкого и необоснованного повышения коммунальных тарифов. В настоящее время их изменения происходят лишь после детального и всестороннего экономического анализа. Рентабельность компаний-поставщиков энергоресурсов поддерживается на относительно низком уровне, что вызывает их недовольство. Между тем ФАС отдает приоритет защите интересов конечных потребителей.

Антимонопольная служба выступает за реформу системы ОСАГО. В чем суть предлагаемых изменений?

В последние годы владельцам автотранспорта под различными предлогами отказывают в страховании гражданской ответственности либо навязывают дополнительные услуги. Страховые компании ссылаются на то, что этот вид деятельности стал для них убыточным.

Пару лет назад в Белгороде мы усмотрели в подобных действиях Росгосстраха нарушение антимонопольного законодательства и наложили на компанию штрафные санкции в размере около 3 млн рублей. Аналогичные действия были предприняты нашими коллегами в отношении автостраховщиков по всей стране. В результате Центробанк приостановил деятельность Росгосстраха в сфере автострахования. Однако затем право заниматься эти видом деятельности страховой компании было возвращено.

Федеральная антимонопольная служба России выступила за введение так называемого «периода охлаждения». Речь идет о том, что гражданин может согласиться для оформления полиса ОСАГО застраховать жизнь, но ему дается пять дней на отказ от навязанной услуги.

Жалобы от автовладельцев по поводу оформления ОСАГО продолжают поступать в УФАС и поныне. Однако теперь защита интересов граждан находится в компетенции структур Центробанка и Роспотребнадзора.

Беседовала Елена СТАРОСТОВА

Записал Павел ПЕРЕДЕРИЙ

Фото автора