Елена Галеева: «Пять-ноль в нашу пользу»

Елена Галеева: «Пять-ноль в нашу пользу»Гость проекта

«Жить в Белгороде» сегодняЕлена Галеева, директор школы 50 Белгорода. Мы говорим о жизненном выборе, о том, почему нужно дорожить людьми, а ещё о планах по развитию новой школы.

СПРАВКА «НБ»: Елена Валентиновна Галеева родилась в Белгороде в 1965 году. Почетный работник общего образования РФ.

Елена Валентиновна, как Вы выбирали профессию, что определило этот выбор?

С самого раннего детства я представляла себя учителем, играла «в школу», хотя в семье педагогов не было. Папа был строителем, мама — экономистом. А о профессии задумалась в восьмом классе. В школу пришли преподаватели, которые влюбляли в свой предмет. Было с кого брать пример.

Вы были трудным ребенком для родителей?

— Разным. Не хочу рисовать себя светлыми красками. Интерес к обучению приходил постепенно. Спасибо родителям, они всегда были рядом. Вечером придут с работы, как бы ни устали, обязательно: «Лена, что было задано? Почитай, расскажи». Они были во мне заинтересованы, а это очень важно. С ребёнком надо общаться, из общения рождается взаимопонимание. А без этого невозможно жить. Семья вместе — это невероятное счастье. Я эти моменты стала переносить в школу. Вот у нас проходят выпускные вечера, понятно, есть протокольные вещи, но выходят дети на сцену, и я им говорю: «А теперь посмотрите в зал. Прошу подняться мам… Пап… Дедушек… Бабушек». 20 человек на сцене, а поднимается зал в 300-400 человек. И я говорю детям: «Вы понимаете, кто за вами стоит? Это любовь. Вы не должны предать этих людей. Это самые счастливые ваши моменты». Страшно, когда остаёшься один. Чтобы сохранить, нужно быть рядом, быть достойными.

Дети Вас слышат?

Слышат. Они понимают, что я не вру. В этих вещах нельзя врать. Ребенка всегда нужно слышать, в любой ситуации. Сломать его очень легко, а научить мудрости — непростая задача.

Вас дети никогда не разочаровывали?

В детях нельзя разочаровываться. Если сегодня он прошёл мимо, не поздоровался, я всё равно найду позицию для сближения, потому что это, в первую очередь, нужно ребёнку. А дуть губки, обижаться на ребёнка — нет, это не по мне.

Вы по образованию учитель истории, почему именно этот профиль?

Это особая любовь. Мои родители -военного периода, и в моей семье всё, что касалось войны — было очень личное. Я считаю, если не сохранить всё, что было в прошлом, не передать это детям, такой стране не быть. Можно жить инновациями, новаторскими идеями, но они должны основываться на корнях. У России действительно свой путь, и он очень интересный. Что бы ни случилось, Россия выживет. Кто знает российскую историю, это понимает. Почему в 29-й школе так много патриотики? Да потому что это основа. Я говорю: «Ребята, есть такая профессия -Родине служить. Неважно, где и кем вы будете, но вы должны научиться служить Родине». И это понятие не может быть размытым. Еще я за возвращение всех видов труда в школу. Дети не должны быть потребителями, они должны почувствовать руками, как что делается, и головой продумать. И, слава богу, что дети стали сами говорить, чего они хотят достигнуть. Лет десять назад звучало:«Мама копит деньги, чтобы я поступил туда-то». А сейчас дети говорят: «Я хочу вот эту планку достичь».

Пришёл новый министр образования, очень приятно, что это женщина и она практик. Сферу образования должен возглавлять практик. Человек понимающий, что с детством экспериментировать нельзя, в детство нужно столько вложить, чтобы потом получить результат. Мы же растим поколение! А на поколении не скупятся. Всё должно быть продумано, начиная от кадров, интереснейших, харизматичных. Потому что дети сначала влюбляются в людей, а потом в предмет.

Мы Вас представляем как директора новой 50-й школы. Но будет неправильно ничего не сказать о 29-й школе, которую Вы возглавляли до последнего времени. Школа имени Дмитрия Мурачёва, особенное учреждение?

-Понимаете, в каждой школе должна быть душа. Без души и школа не живёт, и детям не неинтересно. В 29-й школе душа есть. Спасибо Борису Григорьевичу Мурачёву, папе Димы. Мы построили маленький музей имени Дмитрия Мурачёва, потом он разросся до музея Военно-морского флота. В школе, как я говорю, появился свой храм. Иногда надо ходить в храмы, потому что там очищается душа. Благодаря этому родилась идея кадетства. Почему-то многие воспринимают кадетство как армию. Нет. Кадетство и погоны — это ответственность. Самое страшное в современном мире — равнодушие и безответственность. Когда они поселяются в обществе, мы его теряем. С первого по четвертый класс — у нас юнги, дети познают азы воспитания и правильного диалога. Мы учимся разговаривать друг с другом. 5-11 классы — у нас уже ходят в форме. Там уже определенные уставные отношения, система взаимоотношений, наставничества.

На кого же оставите всё?

Не знаю. Я так благодарна этому микрорайону, любимой 29-й. Было время, когда мы не могли с местными жителями найти общий язык. Взрослые, дети мусорили на школьной площадке, выгуливали собак. Но люди услышали. Потому что понимают, если к ним с уважением относишься — к тебе относятся также. Я всегда своим детям говорю: на уважение вам ответят уважением, на агрессию — агрессией, на зло — злом, а на добро — добром. Я никогда не закрываю свой директорский кабинет. Ко мне не надо стучаться, дверь всегда открыта, я всегда выслушаю. Потому что первое и наиглавнейшее правило любого педагога, администратора: к вам пришли — вы обязаны выслушать и помочь, потому что за этим стоит человек, тем более — ребенок.

Сегодня есть проблемы с педагогическими кадрами?

— Разные, конечно, учителя. И по характеру разные. Но дети принимают тех, кто к ним идет с любовью. Школа должна быть семьей. И если в семье возникают вопросы — надо разговаривать. Зайдите ко мне в кабинет, у меня там стоит большой стол, мы его называем диалоговым. Вот возвращаясь к истокам, у меня была учитель истории, очень интересная женщина, она всегда мне говорила: «Лен, если ты что-то совершила неправильное, тебя в чем-то обвиняют, ты должна четко и ясно доказать, что ты хотела сделать и почему». У меня ж ещё второе юридическое образование высшее. Я и детям говорю: «Дети, если вы зашли ко мне в кабинет и сказали: все плохо, это не подход. Критиканство — вещь опасная. Нужно предлагать. Я всегда прислушаюсь». Вот заходят: «Вы нам сделайте праздник, дискотеку». Заметьте: Вы — нам. Я говорю: «Нет, так не пойдет. Идея хорошая, поэтому теперь давайте конкретный план действий, затем сценарный план, а теперь распределяем, кого привлекаем, а привлекаем из всех ступеней. Вы же вызвались провести вот это?». И тут начинаются проблемы. Потому что действие — это всегда сложно. Но детей надо этому учить, потом из них вырастут хорошие руководители, стратеги.

Самое главное — нельзя обижаться на мир. Я тут блоги посмотрела, почитала, что пишут о Белгородчине: «Я обижен, город плохой, мы все колхоз…» Вот если человек будет весь мир вокруг себя винить — это самое страшное. В моей жизни были очень сложные моменты, но я научилась одной важной вещи. Какой бы тяжелой ни была страница, я ее переворачиваю, а там — белый лист. И никогда я не буду возвращаться к тому, что уже перевернуто. Что бы ни происходило. Если мы не научимся закрывать эти листы, весь мир будет плохой. А ещё хочу поблагодарить людей, которые вокруг меня. Благодаря им я живу: детям, родителям. Они поддержали меня в самый трудный момент: умер муж, мы вместе столько лет прожили, умер в день выпускного — в 15.15, а в 18 часов — праздник. Дети подошли ко мне, обняли: «Мам Лен, держись, мы рядом». Вот ради этого стоит жить. Я не разбрасываюсь людьми, ни на работе, ни в близком окружении. Я очень ценю учителей, они разные: кого-то любим, кого-то не любим, но раскидываться людьми нельзя. Так же и дети. У нас роддом был на Некрасова, ехала на работу и каждый день наблюдала уникальные кадры: навстречу лимузины «Спасибо за сына!», «Расступитесь, еду за дочкой!». Представляете, каждый ребёнок в каком счастье рождается! Не дай бог наше образование кого-то сломает. Я этого так боюсь! Мы должны так вложиться: и родители, и учителя, и бабушки-дедушки, чтобы ребенок почувствовал, что он нужен. Мы должны сыграть в этот период жизни такую важную роль, чтобы они вышли из школы с крылышками. Ведь это старт.

Вы открываете новую страницу своей жизни, возглавив школу 50 на улице Есенина. Школановостройка на тысячу мест. Расскажите об этом учебном заведении.

Интересная будет школа. Ну, номер пятьдесят — очень длинно, мы уже говорим: школа пять-ноль, в нашу пользу. Школа будет белгородская, и как мини-город, в ней будут улицы, назовём их именами белгородцев.

Что касается учебной базы, сейчас нужно запросы выяснить людей, родителей, что им нужно. Но то, что будет углубленное изучение ряда предметов — обязательно. Физико-математическое, историко-филологическое направления, иностранные языки. В новой школе это всё будет.

То, чем обладает школа в материальнотехническом плане, Вас радует?

В школе всё продумано. У нас даже два входа, чтобы начальная школа была отделена от основной. Всего в школе семь блоков. Они имеют определенную закрытую конфигурацию. Мы блоки делим по тематикам: начальная школа, филологическая область, математический блок, дальше по областям. Химическая лаборатория, физическая… Огромный спортивный зал, снарядные комнаты, душевые, раздевалки. Великолепный актовый зал. Не все дети раскрываются на учебных занятиях, бывает: сидит на задней парте, не слышен, не виден. Выходит на сцену и так читает Есенина!.. Мы сидим: «Товарищи! Где мы были? У нас гений! У нас талант!». А потом, когда хвалишь на сцене, учёба начинает лучше идти. Вот есть такое понятие — ситуация успеха. Она у любого человека должна быть. Тебя заметили, твой талант раскрыли, тебе захочется еще раз себя показать и уже на другом уровне. Вот что значат аплодисменты в актовом зале!

А что еще из планов?

Есть желание нематериальное, кадровое: чтобы в Белгороде появлялись такие кадры педагогические, чтобы славилась Россия. Прошу, если такие люди есть, которые считают, что профессия учителя — ваше призвание, я вас очень жду. Приходите в новую школу, у нас всё получится!

Традиционный вопрос проекта «Жить в Белгороде», что для Вас значит Белгород?

Так не хочется говорить избитые фразы, что где родился, там и пригодился. Здесь я стала счастливой… Для меня этот город — всё.

Беседовала Елена ТРИЩЕНКО

ФОТО БОРИСА ЕЧИНА

Смотрите на телеканале «Белгород 24» программу «Жить в Белгороде». Ее героилюди, чьи имена на слуху. Мы говорим о жизни со всеми ее красками.

Каждую пятницу на «Белгород 24», в 20:50

Exit mobile version