Warning: Undefined array key 1 in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 86
11 октября исполнилось бы 75 лет замечательному художнику—графику Станиславу Косенкову
> Его работы снискали мировую известность, подняли престиж и значимость русской графики.
Произведения нашего земляка хранятся в семнадцати музеях и картинных галереях стран мира, в том числе в Третьяковской галерее и в музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.
Дети войны
Он родился в роковом для страны 1941 году, в селе Рождественка, недалеко от Прохоровки и села Прелестное, где 12 июля 1943 года состоялось самое крупное в мировой истории танковое сражение. И ушёл из жизни художник в не менее тяжкий для Отечества год — 1993-й. Он будто вобрал в себя нелёгкую судьбу Родины и отразил её в своих картинах.
Станислав рос в семье учительницы начальных классов Ефросинии Ивановны Косенковой. Об отце знал только по фотографиям и рассказам — к сожалению, Степан Егорович, как и тысячи других отцов, не вернулся с войны. Печать сиротства послевоенного поколения сопровождала всё творчество художника и выразилась в большой тяге к трагическим сюжетам. Мальчишки, смотрящие вдаль и ждущие отцов с войны, одинокие русские женщины, стоящие с иконой посреди некошеного поля, найдут воплощение в сериях линогравюр «Детство», «Стога», «Прохоровское поле».
Рисованием он увлекался с детства. Когда в Непхаевской школе (в которой работала мама и учился он, т.к. в Рождественке не было школы) объявили конкурс на лучший рисунок, Станислав оказался победителем. Это окрылило его и способствовало дальнейшему увлечению художественным ремеслом.
Всё доставалось работой
Он поступил в Курское художественно-графическое педучилище. Учиться было нелегко. Вот как он сам вспоминал об этом: «По акварели отставал жутко. Ребята из Днепропетровска прибыли из художественных школ, с такими акварелями — загляденье! А я рисовал до этого лишь кистью для клея. Жесткой и широкой. Смех! Да где же было достать нужную кисть в селе!.. Преподаватель композиции махнул на меня рукой. Я был раздавлен. Уже хотел уходить. Хорошо, директор училища оказался хорошим мужиком: «Подожди, сдашь экзамены, там видно будет».
И дальше, по словам Станислава Степановича, ему «всё доставалось работой, работой, работой…».
Потом было твёрдое решение стать художником и дважды неудачное поступление в известные художественные институты Москвы и Ленинграда, учёба в Харьковском художественно-промышленном институте на факультете художественного конструирования, где состоялась встреча с первым и единственным учителем — Василием Дмитриевичем Ермиловым.
Уже со второго курса Косенкову пришлось совмещать учебу в институте со службой в армии, которая проходила в самом Харькове.
Еще до поступления в институт Станислав участвовал в областных выставках самодеятельных художников в Белгороде, а будучи студентом, выставлялся в Харькове.
Его дипломная работа «Интернационал» экспонировалась сразу на трёх выставках — зональной, республиканской и всесоюзной. Это позволило ему в 1967 году стать в Белгороде кандидатом в члены Союза художников СССР.
Погружение в Достоевского
Станислав Степанович — художник разноплановый. Ему были подвластны абсолютно все графические техники, начиная от рисунка пером, тушью, сангиной, углём до линогравюры и офорта. И когда он начинал серию, то пробовал разные техники и стремился найти ту, которая наиболее точно выразила бы его идею.
Труд художника-графика физически тяжел — не случайно на одном из экслибрисов Косенков изобразил себя в виде согбенной фигурки, несущей на спине охапку огромных штихелей. А какого труда стоит создание линогравюр, когда художник по суткам не отходил от печатного станка, создавая свои шедевры.
Он был художником трагического мироощущения, философом, которого терзали тревожные раздумья о судьбе России, крестьянства, деревни, откуда вышел сам.
Не случайно одним из кумиров художника был Федор Михайлович Достоевский: «Господи! Достоевский! Какое он наслаждение мне доставляет каждой своей фразой, словом, буквой даже! Он — мой, или я — его до мозга костей, и в этом — всё, — писал Косенков в дневнике. — Как страшно иногда вдруг увидеть себя, так же страшно погружаться в Достоевского».
Дверь в мир Достоевского Станислав Степанович приоткрыл в 28 лет. Он принял предложение воронежского издательства проиллюстрировать роман «Преступление и наказание» — и появились на свет 47 фантастических линогравюр (1969-1970). Именно этот цикл стал для автора первым шагом на пути к всемирному признанию. В 1971-м Косенков с группой советских художников получил золотую медаль на международной книжной выставке в немецком Лейпциге. А через пять лет — вторую, уже персональную, на международном биеннале прикладной графики в чехословацком городе Брно.
Иллюстрировать любимого писателя художник будет на протяжении всей жизни: «Бедные люди», «Игрок» (1983), «Двойник» (1984).
Литературные иллюстрации
Помимо Достоевского, Косенков трепетно любил Лескова и Пушкина, черпал вдохновение в их творчестве, даже стал основателем в Белгороде Пушкинского общества. Три с половиной года (осень 1983 — февраль 1987) художник работал над серией иллюстраций к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Эта работа уникальна в современной книжной графике: около 250 сюжетов, не повторяется ни одна буквица, ни один орнамент, ни один росчерк! Пушкин, как действующее лицо и автор поэмы, изображён 13 раз! Для иллюстраций был найден изумительный пушкинский солнечно-жёлтый оттенок — олицетворение эпитета «солнце русской поэзии». Однако тон желтого, который Косенков так мучительно искал и трудно добивался многократным перепрогоном на станке, был в результате утрачен в тираже. Когда книга вышла из печати, на Косенкова было больно смотреть…
Колоритные иллюстрации к произведениям Н.С. Лескова «Воительница», «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Сказ о тульском косом Левше» родились в результате работы художника в Орле и создания первой экспозиции Дома-музея писателя.
Станислав Косенков много занимался самообразованием, что очень помогало ему при создании оригинальных работ. Изучив опыт мировых и отечественных художников, он создал свой, неповторимый, косенковский стиль, и его не спутаешь ни с каким другим.
Он иллюстрировал не только литературных классиков, но и писателей-современников — Василия Белова, Евгения Носова, Владислава Шаповалова. Увлечённость творчеством воронежского поэта Алексея Прасолова также вылилась в серию иллюстраций к его русским народным сказкам и стихам.
Большой цикл рисунков «Жизнь прожить. Памяти Алексея Прасолова» стал последней по времени крупной иллюстративной работой Косенкова (1988).
Памяти Мастера
Станислав Степанович трагически ушёл из жизни 26 марта 1993 года, но его путь не остался бесследным. Он оставил нам более шести тысяч работ и, будучи глубоко русским художником, сумел стать явлением общемировой культуры. Его работы экспонировались в Польше, Франции, Венгрии, Мексике, Кубе, Дании, Индии, Норвегии… На конкурсах в Германии, Чехословакии, Италии, Англии они были удостоены золотых медалей и первых премий. Можно сказать, что Косенков рассказал о России всему миру.
На Белгородчине достойно чтят память выдающегося художника. В 1995 году был открыт музей-мастерская С.С. Косенкова как филиал Белгородского областного художественного музея. Дважды в год проходят открытия новых экспозиций его работ, в чём большая заслуга заведующей музеем-мастерской, вдовы художника Анны Константиновны Косенковой, проводятся международная конференция и триеннале его имени. Учреждена в области и премия искусства имени Станислава Косенкова.
В центре Белгорода в 2006 году открыт памятник заслуженному художнику России работы его ученика скульптора А. Шишкова.
Ксения БЕЛОУСЕНКО, ведущий библиотекарь отдела краеведческой литературы Белгородской универсальной научной библиотеки
ФОТО ИЗ АРХИВА БИБЛИОТЕКИ