Все задачи решаемы

Все задачи решаемыНаше интервью

О проектном управлении в муниципальной системе образования

Прозвенел первый звонок, начался новый учебный год. По устоявшейся традиции мы встретились с руководителем управления образования администрации Белгорода, чтобы обсудить, каким будет новый учебный год, какие задачи предстоит решать в муниципальной образовательной системе. На наши вопросы сегодня отвечает Ирина Гричаникова.

Ирина Александровна, какую главную задачу в системе муниципального образования предстоит решать в новом учебном году?

Создать все условия для получения каждым белгородцем качественного образования. Для решения этой задачи необходима концентрация финансовых, материально-технических, кадровых, интеллектуальных и организационно-управленческих ресурсов, а также расширение практики проектного управления во всех образовательных организациях города — дошкольного, общего и дополнительного образования. Надо отметить, что проектный метод управлением образования активно используется с 2011 года.

Нам часто приходится слышать выражение «доступность образования», что под этим понимается?

Под доступностью образования мы понимаем многокомпонентную структуру, включающую инфраструктурную, кадровую и организационную обеспеченность.

Доступность дошкольного образования, с точки зрения инфраструктурной обеспеченности, в городе достигается работой по нескольким направлениям. Первое — создание новых мест в дошкольных образовательных организациях. В результате реализованного муниципального проекта «Возврат в систему дошкольного образования города Белгорода 2-х детских садов» был открыт детский сад № 49 и дошкольные группы в «Центре образования №1». Реализация проекта позволила создать 450 мест в муниципальной системе образования.

Второе направление — развитие государственно-частного партнёрства. Только в 2016 году создано 140 мест в 4 частных детских садах. В настоящее время сектор частных детских садов представлен 45 организациями, из которых 10 имеют лицензию на образовательную деятельность.

Ведется работа и по созданию корпоративных детских садов. Так, 4 августа 2016 года был открыт корпоративный детский сад на 35 мест для работников городской больницы № 2. Готовится к открытию детский сад при областной клинической больнице Святителя Иоасафа на 100 мест.

Третье направление — развитие вариативных форм работы с неорганизованными детьми. Работа групп кратковременного пребывания, консультационных центров позволила увеличить охват дошкольным образованием детей младше трех лет на 10% (с 679 до 750 человек). В будущем году мы эту работу продолжим в рамках проекта «Создание сети консультативных пунктов психолого-педагогической поддержки развития детей раннего возраста (от 0 до 3 лет) на территории городского округа «Город Белгород».

Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 96,5%, от 2 до 7 лет-81,4%. Общий охват детей дошкольным образованием в городе составляет 19 тысяч человек.

В настоящее время дошкольным образованием обеспечены все дети в возрасте от 3-х лет. Исключение составляют дети, чьи родители ожидают предоставления муниципального детского сада только по месту проживания и отказываются от посещения других детских садов. Такая ситуация складывается в микрорайонах, где интенсивное жилищное строительство опережает развитие социальной инфраструктуры (Крейда, Южный).

За последние 5 лет успешно реализованы 22 проекта, каждый из которых внёс качественные преобразования в муниципальную систему образования. Многие из них были ориентированы на повышение доступности образования.

Какова на сегодняшний день инфраструктурная обеспеченность общего образования? Как решается проблема обучения во вторую смену?

— В новом учебном году 44 муниципальные общеобразовательные учреждения приняли 36,5 тысячи школьников. Из них 3,5 тысячи детей будут обучаться во вторую смену. Для решения проблемы второй смены в муниципалитете разработана дорожная карта по переводу общеобразовательных учреждений Белгорода на односменный режим работы. В результате проведённых мероприятий по пересмотру загруженности имеющихся помещений в школах, использованию помещений учреждений дополнительного образования, рациональному составлению расписания за счет внутренних резервов создано более 1800 мест. С 1 сентября количество общеобразовательных учреждений, работающих в одну смену, увеличилось с 20 до 27. Еще в 13 школах 47 классов переводится на обучение в первую смену. Надо отметить, что ключевую роль в организации перевода школ в односменный режим работы сыграет развернувшееся в городе строительство новых школ. Несмотря на сложные экономические условия, уже построено новое здание СШ №24 на 275 человек. Еще две школы строятся: в 11 -м микрорайоне на 1000 мест, в микрорайоне Новый-2 на 500 мест. В 2017 году начнется строительство школы на 960 мест в микрорайоне Луч.

В соответствии с госпрограммой до 2021 года в городе запланировано строительство 7 новых школ.

А как обстоит дело с доступностью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья?

Сегодня образовательными услугами охвачено 93% детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, проживающихв областном центре. Оставшиеся 7%-это дети-инвалиды дошкольного возраста, не посещающие детский сад, и ребята школьного возраста с множественными нарушениями развития. Комплекс мероприятий по созданию всех необходимых условий для получения образования детьми с ОВЗ войдет в муниципальный проект, разработка которого активно ведётся. Основной блок проекта — мероприятия в рамках госпрограммы «Доступная среда». В результате участия в этой программе бес-барьерная среда (устройство пандусов, расширение дверных проемов, ремонт санузлов) была создана в 9 школах и 2 детских садах. Приобретен автотранспорт, закуплено специальное оборудование. В 2016 году в программу была включена школа №30 и детский сад № 12. Работа по организации участия учреждений города в федеральной программе будет продолжена и в дальнейшем.

Одним из аспектов доступности образования, как я слышала, является разнообразие образовательных моделей. Какие модели внедрены у нас?

Их немало. Одна из моделей — инклюзивное образование. Оно осуществляется в рамках муниципального проекта «Создание условий для обучения детей с расстройствами аутистического спектра на базе образовательных учреждений г. Белгорода». С нового учебного года на базе средней школы №43 начали функционировать два ресурсных класса для данной категории детей. В 2017 году полученный опыт будет использоваться для реализации проекта по созданию условий для образования детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольных учреждениях.

Также в прошлом учебном году был реализован проект «Формирование модели здоровьесбережения участников образовательных отношений в муниципальном ДОУ». На базе 14 муниципальных дошкольных образовательных учреждений была отработана модель использования здоровьесберегающих ресурсов не только муниципальных детских садов, но и инфраструктуры города. Теперь полученный результат транслируется в другие дошкольные учреждения города.

Успешность реализации идей здоровьесбережения в наших учреждениях во многом зависит от организации режима дня школьника. Модель здоровьесберагающего режима дня школьника будет разработана в рамках веерного проекта «Эргономика здоровья», к реализации которого наши учреждения приступят в новом учебном году. Также в 2017 году будет инициирован проект «Новому времени — новые открытия», предполагающий создание муниципальной сетевой модели поддержки и сопровождения одаренных детей.

В начале беседы Вы сказали, что одним из важнейших условий доступности образования являются кадровые ресурсы. Что у нас с кадрами и их профподготовкой?

Сегодня образовательный процесс в наших учреждениях осуществляют более 5 тысяч педагогов, при этом доля молодых педагогов составляет 17%. Мы с удовлетворением констатируем, что молодые педагоги приходят в наши учреждения, и самое главное, остаются работать. С1 января 2017 года вступит в силу профессиональный стандарт педагога, который предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности учителей. В связи с этим актуализируется вопрос повышения квалификации. Новой формой организации этой работы станет реализация муниципального проекта «Академическая наука — образованию». В рамках проекта в систему повышения квалификации педагогов города будут вовлечены научные кадры высшей школы и методисты издательств, выпускающих учебную литературу.

Какую бы оценку Вы поставили нашей системе образования?

Самую справедливую оценку состоянию системы образования дает общество. Именно поэтому для нас важнейшим показателем эффективности деятельности является удовлетворенность населения качеством общего, дошкольного и дополнительного образования.

Согласно независимой оценке качеством общего образования удовлетворены 72,7% населения (2010 год — 58%), качеством дошкольного образования 59,2% (2010 год— 39%), качеством дополнительного образования 67,5% (2010 год-40%).

Убеждена, что совместными усилиями мы сможем добиться положительной динамики этих показателей.

Что бы Вы хотели пожелать коллегам в новом учебном году?

Желаю, чтобы для каждого работника системы образования этот год стал этапным в профессиональном развитии, чтобы он был наполнен лучшими профессиональными подарками — ростом мастерства, качеством работы, удовлетворением от ее результатов.

Беседовала Елена ВОЛОДИНА

Exit mobile version