Парламентский опыт
К 110-летию выборов в первую Государственную Думу России
В преддверии выборов в Госдуму Российской Федерации седьмого созыва в Белгородском историко—краеведческом музее 8 сентября открылась выставка «В ней сила мудрости державной», посвященная 110-летию выборов в первую Государственную Думу России.
На ней представлена коллекция плакатов из фондов музея, рассказывающая об истории законодательного и представительного органа власти в России. На выставке можно познакомиться с документами и фотографиями XX-XXI веков, запечатлевшими историю выборов в нашей стране.
До начала прошлого века вся законодательная и исполнительная власть в России была сосредоточена в руках самодержавного правителя государства. Все создававшиеся до этого государственные органы выполняли лишь совещательные функции при самодержце. Однако грозно-тревожные революционные события 1905 года побудили императора Николая II к учреждению законодательного органа, к участию в котором были бы привлечены широкие народные массы.
Сам термин «Государственная Дума» был предложен видным российским историком В.О. Ключевским. Это название как бы создавало историческую преемственность власти и уходило своими корнями ещё к боярским думам, существовавшим при московских царях.
Совещательный орган
По принятым императором Николаем II документам, Государственная Дума стала совещательным несвободным органом. Она была поставлена в зависимое положение по отношению к министрам. Избирательная система предусматривала косвенные выборы, разделение избирателей по сословным куриям и имущественному цензу.
Выборы в Думу проходили в феврале-марте 1906 года. Они оказались непрямыми, многоступенчатыми, по сословно-кури-альному принципу. Избирались выборщики, которые затем в губернском избирательном собрании должны были выбирать членов Думы. Выборщиками были представители четырех курий: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Для первых двух курий была установлена двухступенчатая подача голосов, для рабочих — трехступенчатая, а для крестьян — четырехступенчатая. К тому же выборы были неравными. Избирался один выборщик на две тысячи населения в землевладельческой курии, на четыре тысячи — в городской, на 30 тысяч — в крестьянской, на 90 тысяч — в рабочей. Лица, владевшие значительными земельными наделами в разных уездах, имели право решающего голоса в каждом из этих уездов. В выборах не могли принимать участие женщины, молодёжь до 25 лет, военнослужащие срочной службы, ряд национальных меньшинств.
Процесс голосования происходил путём подачи выборщиками записок, написанных собственноручно, с фамилиями кандидатов в депутаты. После подсчета голосов счетной комиссией председательствующий на съезде объявлял результаты голосования. Лица, набравшие большинство голосов, считались избранными на очередной съезд выборщиков. Окончательное решение о выборах депутатов Государственной Думы принимали губернские съезды выборщиков, согласно утвержденной норме представительства от каждой губернии.
Впервые в истории России создавался законодательный орган, который, как предполагалось, будет способен в какой-то мере оказывать влияние на власть.
Очень ограниченная власть
В состав первой Государственной Думы было избрано 524 депутата, среди которых преобладали представители помещичьего дворянства, верхов городской интеллигенции и крестьянства. Местом заседаний был определен Таврический дворец. Первое заседание Думы прошло 27 апреля 1906 года ( на фото). Председателем был избран видный юрист, представитель центрального комитета конституционно-демократической партии Сергей Андреевич Муромцев.
К компетенции Государственной Думы относились утверждение бюджета (в значительно ограниченном размере), штатов и смет различных ведомств, выступление с законодательной инициативой и направление запросов различным должностным лицам. Вместе с тем, Дума не имела права изменять основные государственные законы. За императором сохранялась вся полнота власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом.
Учреждение Государственной Думы превращало Россию из абсолютной монархии в полуконституционную. И хотя права Думы были максимально ограничены властью монарха, первое же заседание показало, что она представляет реальную угрозу для самодержавия. Дума потребовала от правительства амнистировать всех политических заключённых, провести земельную реформу и вести демократизацию страны по западному образцу. Несмотря на всю ограниченность своих прав, Дума претендовала на роль парламента в западноевропейском понимании этого слова.
Вместе с тем, проведённые выборы и деятельность избранных депутатов Государственной Думы не принесли политического успокоения российскому обществу. С одной стороны — революционная ситуация в стране продолжала накаляться, а с другой -после временных политических уступок стала наращиваться репрессивная политика правительства: вводятся военно-полевые суды, свирепствуют карательные экспедиции, проводятся массовые аресты.
Остро стоял вопрос: кто кого? Поэтому в такой ситуации оппозиционность Думы мешала самодержавию, и 8 июля 1906 года императором Николаем II принимается решение о роспуске Думы. Проработав всего 72 дня, первая Государственная Дума России была распущена. Она не успела принять каких-либо значимых законодательных актов, но сам факт её возникновения стал первым ростком зарождавшегося парламентаризма в России.
Елена ГНЕЗДИЛОВА