Режим дня в жизни школьника

Слово специалисту

Соблюдение определенных требований для учащихся

ВОПРОС.

Начался учебный год, и я уже переживаю о состоянии здоровья своего ребенка. Зачастую к вечеру он сильно устает, от этого страдает успеваемость. Подскажите, как правильно организовать режим его дня, чтобы он не переутомлялся?

АННА

На вопрос читателя отвечает начальник отдела санитарного надзора Роспотребнадзора по Белгородской области Лариса ПУЗАНОВА:

— Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность. Так, у детей, недосыпающих 2 — 2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму. При недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на росте и развитии детей. Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать. Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время, ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.), сформировать собственные полезные привычки: вечерний душ или ванна, прогулки и т. п. Школьникам нужно увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности.

Условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Правильно подобранная мебель -один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза.

Правильно определить оптимальное соотношение высоты стола и стула достаточно просто: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку парты, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку. Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать.

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Для школьников рекомендуется 4-5-разовое питание. Промежутки между приёмами пищи не должны превышать 3,5-4 часов. При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.

Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Особое внимание следует уделять двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Их продолжительность должна составлять как минимум 3-3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроении, самочувствии и успеваемости.

Exit mobile version