«Пал жертвой служебного долга…»

«Пал жертвой служебного долга...»К 160-летию со дня рождения Ивана Стефановского

> Судьбы людей сплетаются в замысловатые узоры, нити которых, спустя столетия, распутать удается не всегда. Так, исследование жизни и творчества академика живописи Юлия Феддерса, двух «белгородских» периодов его биографии, привлекло внимание к судьбе его зятя, мужа второй дочери ИрмыАлександриныИвана Николаевича Стефановского (1856? — 1906). Где он родился и когда это произошло, точно пока неизвестно. А вот убийство 13 сентября 1906 года директора Азовской мужской прогимназии потрясло Россию. Иван Николаевич прожил лишь полвека, и всю жизнь посвятил учительству и наставничеству.

Ранние годы

Было довольно сложно установить, что муж Ирмы Феддерс и трагически погибший директор азовской прогимназии — одно лицо. Затем оказалось, что у служащего Министерства народного просвещения не сохранилось ни одного формулярного списка по месту работы или учебы. К тому же, у Ивана Стефановского и Ирмы Феддерс не было детей ….

Но все же удалось установить, что Иван Стефановский — уроженец Подольской губернии, видимо, одного из сел у реки Смотрич, где его отец был священником или диаконом. В 1898 году академик живописи Юлий Феддерс подает прошение об отставке из Могилева-Подольского, и несколько писем и картины — виды Днестра в Подольской губернии позволяют предположить, что художник тогда гостил у зятя. У Стефановского был старший брат Федор, 1853 года рождения, с которым они учились сначала в Подольской духовной семинарии, а затем — в Харьковском университете. Федор Стефановский стал военным врачом, служил по военному ведомству, получил личное дворянство. А Иван Стефановский в 1871-1972 учебном году был зачислен в низшее отделение Подольской духовной семинарии девятым по порядку баллов из 108 воспитанников, и потом всегда был первым учеником. В 1875 году он поступил на историко-филологический факультет Харьковского университета стипендиатом Западного края России.

«Смотрические песни»

С 1879 года «не имеющий чина» И. Стефановский стал учителем русской словесности в Слуцкой мужской гимназии, где оставался до 1882 года. Отсюда он, возможно, через В.Гнатюка, посылает в Санкт-Петербург, в Императорское Русское географическое общество, объемную рукопись — записи 545 народных песен с реки Смотрич. Этот труд получил «за полевые этнографические материалы, доставленные обществу» высокую награду-серебряную медаль. Рукопись на украинском языке названа «Смотрические песни». Песни (без мелодий) обрядовые, семейно- и социально-бытовые, чумацкие, рекрутские, козацкие, шутливые. Записал Стефановский И. от крестьян, живущих на берегу реки Смотрич», на 70 верст севернее Каменца-Подольского. Пояснение о языке записей составлено в январе 1894 года в Белгороде.

Научное наследие И.Н. Стефановского было велико и разнообразно. Он издал брошюры о былевом эпосе и творчестве А.В. Кольцова, конспект лекций С.К. Булича по древнеславянскому языку, статьи по методике преподавания русского языка, о языке Пушкина и Лермонтова в сборниках Харьковского историко-филологического общества.

Белгород, 1882-1901 годы

С 1882 года Иван Николаевич стал учителем русского языка и словесности, латинского языка в Белгородской мужской гимназии, преподавал он и в женской гимназии. В Белгороде Стефановский провел почти двадцать лет жизни, получил по выслуге гражданские чины, был награжден орденами и медалью.

«Пал жертвой служебного долга...»В типографии А. Вейнбаума в 1899 году вышло второе издание книги И.Н. Стефановского «Учебный курс теории словесности». Первое — в 1896 году в Воронеже, а третье — в 1906-м в Петербурге, возможно, посмертно. Рецензентом в 1899 и 1906 годах был поэт и литературный критик Иннокентий Анненский, который отмечал: «Книга г-на Стефановского имеет …. ряд достоинств, например, ясность изложения и хорошее освещение некоторых отделов».

Раньше думалось, что Ирма Феддерс (1869 — ?) вышла замуж очень рано, еще до отъезда семьи из Белгорода в 1886 году. Однако по документам, где она указана на иждивении отца, получается, что брак был заключен позже. Возможно, тридцатилетний Иван ездил в Петербург просить руки невесты. Портрет Ирмы Стефановской — один из двух сохранившихся женских портретов кисти Ю.И. Феддерса.

Когда в 1898 году семья старших Феддерсов вновь вернулась в Белгород, чтобы определить сына Георгия в белгородскую гимназию, первое время они жили в доме Ивана и Ирмы Стефановских. Вскоре удалось снять квартиру у преподавателя математики в гимназии. Туда переехала семья Феддерсов с дочерью, Георгий же остался жить у Стефановских. Георгий Феддерс, видимо, под влиянием зятя, тоже стал учителем русской словесности.

Дом, где с 1898 года жила семья Феддерсов, был построен в 1892-1893 годах: «квартал №2, дом от №2 коллежского советника Ивана Николаевича Стефановского во 2-й части, одноэтажный деревянный дом, обложенный кирпичом, оценен 1000 р.». Этот квартал примыкал к улице Смоленской. В 1915 году дом на четвертом участке все еще был записан на статского советника И.Н. Стефановского и дворянина Ф.Н. Стефановского.

После Белгорода

В 1901-1902 годах статский советник И.Н. Стефановский был инспектором 4-классной Лебедянской мужской прогимназии. В 1903-1904 учебном году он стал инспектором Азовской Донской области мужской прогимназии, а с 1906 года назначен ее директором. Он добивался в министерстве изменения статуса 6-классной прогимназии на 7-классную гимназию. С весны 1907 года должна была начаться постройка нового здания.

Убийство и убийца

13 сентября 1906 года в азовской гимназии был назначен педсовет. Еще долго газета «Приазовский край» публиковала подробности трагедии, версии и слухи: «13 сентября вечером убит…Иван Николаевич Стефановский …Покойный Стефановский пришел в здание прогимназии одним из первых. Вслед за ним стали стекаться преподаватели .…Было 7 часов вечера. В это время в приемную вошел молодой человек и попросил швейцара вызвать к нему Стефановского, якобы для переговоров по какому-то очень важному делу. Швейцар отказался исполнить эту просьбу, объяснив пришедшему, что инспектор занят и не примет. Тогда молодой человек сам направился в зал и вежливо попросил г. Стефановского уделить ему несколько минут. Инспектор пригласил его в свой кабинет, отделяющийся от зала коридором. Здесь незнакомец плотно притворил за собой дверь и, как говорят, даже запер ее на задвижку, а затем подал инспектору лист бумаги. Г-н Стефановский стал читать, а в этот момент пришедший молодой человек произвел в него в упор несколько выстрелов из револьвера. Г-н Стефановский упал, истекая кровью .…Преступник, выскочив из кабинета, намеревался прыгнуть в окно из второго этажа, но, не открыв его, отправился к выходным дверям, и спустился по лестнице вниз… Приглашенный к Стефановскому врач констатировал его смерть. Преступник — не азовец. Он появился здесь месяца 2-3 назад. Причины убийства, взволновавшего весь посад, пока не выяснены».

Сохранились три дела об убийце И.Н. Стефановского — Сергее Яновском. Он был одесским мещанином семнадцати лет, учеником технического училища, абсолютно глухим после болезни. Его отец умер, а мать находилась в лечебнице. Яновский переписывался с Максимом Горьким и Владимиром Короленко, присылавшими ему книги для нелегальной библиотеки союза «Техник». Яновский участвовал и в других покушениях. После убийства Стефановского Яновский был задержан в Азове под именем кишиневского мещанина Владимира Макаревича. Военно-окружным судом 17 января 1907 года осужден к смертной казни. В защитительном слове он назвал себя социал-демократом, членом РСДРП и отметил, что пошел «с целью потребовать восстановления попранной справедливости… сознательно и преднамеренно убивать директора я бы не пошел … ». Даже после приговора Яновский хотел бежать в пути в случае перевода из Новочеркасской тюрьмы в Одессу. Но повесился в тюрьме в сентябре 1907 года.

«По телеграфному разрешению преосвященнейшего епископа Симеона отпет протоиереем Алексием Воздвиженским благочинным епархии Азовского духовенства и диаконом Никандром Верецким», Иван Стефановский был похоронен в церковной ограде азовской соборной Успенской церкви, но могила педагога не сохранилась.

Юлия ПАТЛАНЬ

Автор благодарит за помощь А.Лимарова (Белгород), Л.Токмакову (Таганрог), А.Сидорова (СанктПетербург), М.Маркович (Москва), сотрудников ИИФЭ им. М.Т. Рыльского (Киев), ГАРО (РостовнаДону), Азовского музеязаповедника.