Дата
26 сентября 1876 года в Белгороде открылся учительский институт
> История Белгородского пединститута тесно связана с историей педагогического образования в России. Реформы 60-х годов XIX века способствовали ускоренному развитию экономики, торговли, военного дела, что повлекло за собой увеличение количества образовательных учреждений. Программа преподавания становилась более обширной и усложненной. В связи с этим возникла острая необходимость обеспечения городских училищ новыми учительскими кадрами. Поэтому с 1872 года стали создаваться специальные учебные заведения — учительские институты.
Первые шаги
Сентябрь 1876 года для уездного Белгорода ознаменовался важным событием: по распоряжению Министерства народного просвещения в нем был открыт учительский институт — девятый в России. Вообще учительский институт не был привилегированным учебным заведением ни по правам выпускников, ни по социальному статусу воспитанников. В институт принимались молодые люди всех сословий не моложе 16 лет, предпочтительно те, которые окончили учительские семинарии и имели опыт преподавания в начальных школах. Большинство студентов были выходцами из крестьян и средних городских сословий. Численный состав студентов постоянно менялся: в 80-е годы XIX века — до 75 человек, в 1908-м — 30, 1913 г.- 45, 1916 г. — 60, 1917 год — 100 человек.
Поскольку в 1876 году единых учебных программ не существовало, институт сам разрабатывал и утверждал собственные программы обучения. С 1877 года они были введены как обязательные.
Преобразования
После Октябрьской революции в истории института начался новый этап. Он был преобразован в педагогический институт народного образования, а затем — в практический институт народного образования. Отличался от других учебных заведений подобного типа преобладанием практической работы студентов с детьми. При институте имелись собственное подсобное хозяйство и учебная производственная мастерская. Вместо стипендии студентам выдавался паек.
В 1923 году институт снова ждали перемены — теперь он получил статус педагогического техникума. Его главной задачей стала подготовка учителей для сельских школ, а также для детских садов и детских домов.
В 1934-1939 годы в связи с введением в стране всеобщего обязательного семилетнего образования потребовались специалисты более высокого уровня. Их подготовку могли вести только высшие учебные заведения. Летом 1939 года педагогический техникум снова обретает статус вуза — на его базе возникает Белгородский государственный учительский институт с двумя отделениями — физико-математическим и естественно-географическим. Первый выпуск состоялся накануне Великой Отечественной войны. Более 90 процентов выпускников 1941 года института погибли на войне. С 1944 по 1957 годы институт находился в Старом Осколе, менее пострадавшем во время оккупации.
За период 1946-1954 годов дневное отделение учительского института окончили около двух тысяч человек и около трех тысяч — заочное. Он дал школам значительное пополнение учительских кадров.
Феномен развития
В 1957 году пединститут вновь был переведен в Белгород, который, став областным центром, начал стремительно развиваться. Перебазирование имело важное значение для дальнейшей судьбы института. Повысился его престиж, благодаря расположению в областном центре, а не на периферии, также было положено начало развитию сотрудничества института с зарубежными странами, преподаватели активно включились в общественно-политическую жизнь области.
В 1994 году после государственной аттестации Министерства образования пединституту присужден статус педагогического университета. И следующим важнейшим этапом в жизни вуза стала перестройка всех направлений его деятельности в соответствии с университетскими требованиями. Всё, что было сделано в Белгородском университете за первое десятилетие XXI века, называют феноменом общественного развития не только в нашей области, но и России. Получив в 2010 году категорию национального исследовательского университета, он вошел в число 29 ведущих вузов России. И сегодня многочисленные отечественные и зарубежные делегации, руководители российского государства дают высокую оценку масштабам и темпам развития белгородского университета.
Маргарита ТЕРЁХИНА
ФОТО ИЗ АРХИВА БИБЛИОТЕКИ