Интересное это занятие — жить на земле!

Интересное это занятие - жить на земле!К юбилею писателя и просветителя Адриана Топорова

Белгородчинародина выдающегося просветителя, педагога, писателя, публициста, музыканта, эсперантиста Адриана Топорова. 5 сентября исполнилось 125 лет со дня его рождения.

Многочисленные ученики называли его Учителем — с большой буквы. Сегодня это имя известно не только на старооскольской земле, но и далеко за пределами нашей области. Его можно встретить в различных энциклопедиях. Личные фонды писателя имеются в институте мировой литературы Российской академии наук, питерском Пушкинском доме, государственных архивах, библиотеках и музеях Новосибирска, Белгорода, Курска, Старого Оскола, Ставрополя, Киева, Одессы, Николаева, Алтайского и Пермского краев. О Топорове до сих пор пишут книги, научные работы, снимают фильмы, говорят на литературно-общественных чтениях…

«Нас не учили думать»

Адриан Митрофанович родился в 1891 году в селе Стойло Старооскольского уезда Курской губернии в очень бедной крестьянской семье. Жили в одной комнатушке с земляным полом — пятнадцать человек, а зимой ещё добавлялись ягнята, телята и другая живность. Уже восьми лет от роду Адрияша (так звали его в семье) плел лапти. В девять лет начал работать в поле.

В Стойле школы не было, и маленькому Адриану приходилось ходить на учёбу за шесть вёрст в церковно-приходскую школу села Бродка. В тринадцать лет, вопреки воле отца и дяди, мальчик ушел из дома в более отдаленное село Каплино, где и окончил местную учительскую школу. Наряду с общим образованием в этой школе хорошо учили нотной грамоте, управлению хором, давали уроки игры на скрипке.

Сам Топоров так писал об этом периоде своей жизни: «Мечтал ли я тогда об учительском поприще? Вряд ли. Тянуло ли меня к знаниям? Пожалуй, и этого нельзя сказать. Любознательность, конечно, была, но наставники наши делали все, чтобы убить ее на корню. «Светских» книг мы почти не читали, о газетах и журналах понятия не имели. Нас не учили думать, а учили верить, воображение преследовалось, поощрялась только память. Даже арифметические правила надо было запоминать без рассуждений, как молитву…».

Крестьяне о писателях

Педагогическую деятельность Адриан Митрофанович начал в Курской губернии. В 1912 году он уехал в Барнаул, где три года работал учителем церковноприходской школы, а затем просил инспектора народных училищ назначить его в самое глухое алтайское село, так как хотел быть рядом с простыми людьми, нести им свет знаний.

Так по зову души и сердца Адриан Митрофанович очутился в селе Верх-Жилинском Косихинской волости Алтайской губернии. Здесь он стал одним из организаторов знаменитой сельскохозяйственной коммуны «Майское утро». В коммунарской школе Топоров вёл почти все уроки.

Адриан Митрофанович где-то вычитал, что наименьшее количество уголовных преступлений совершают люди из мира культуры, и считал, что эстетическое воспитание является основой воспитания морального. Поэтому при школе были ещё театр и оркестр, которыми он сам руководил. Однажды школьный оркестр, как лучший в Сибири, был приглашён в Новосибирск на Всесибирский съезд колхозников. И ребята выступали рядом с настоящими оркестрами.

В местной школе в течение почти двух десятков лет он учил грамоте не только детей, но и взрослых. С 1920 по 1932 годы ежедневно проводил с малограмотными или неграмотными вовсе крестьянами читки мировой и отечественной художественной литературы. Он сумел убедить неразговорчивых в обыденной жизни сибиряков высказаться по каждому из произведений.

Диапазон услышанного коммунарами в мастерском артистическом исполнении А.М. Топорова был поразительным. Это сотни книг — от «Орлеанской девы» Ф. Шиллера и К. Гамсуна — до пьес В.В. Иванова и К.А. Тренева, от античных поэтов, А.С. Пушкина и А.А. Блока — до Демьяна Бедного и В.В. Маяковского, от Л.Н. Толстого и Н.В. Гоголя — до В.Я. Зазубрина и А.С. Серафимовича.

Высказывания крестьян о художественных произведениях так поразили Адриана Митрофановича, что он стал стенографически записывать их. Вот, например, как они выражали своё мнение о прочитанном: «Фразы у Пушкина вообще укладистые и лёгкие. Из одной фразы во-о-о какая картина раздувается!», «Когда читают рассказы Зощенко — будто и смешно. А прочту, и думаешь: над кем смеялись?», «Картин у Серафимовича очень много. Слушаешь на чтении ужасы -и всего тебя иголками потыкивает». В 1927 году началась публикация этих заметок с пояснениями Топорова в бийской газете «Звезда Алтая» и в популярном «толстом» журнале «Сибирские огни» (г. Новосибирск). Со временем накопленный материал вылился в книгу «Крестьяне о писателях» — аналога ей до сих пор нет нигде в мире.

Вышедшая в 1930 году в Москве, книга сделала имя ее автора известным не только в нашей стране, но и за её пределами. Её высоко оценили М. Горький, К. Паустовский, К. Чуковский, В. Сухомлинский и другие.

Крестный путь

«Крестьяне о писателях» вызвали не только восторженные отзывы известных деятелей культуры, но и злобную критику — от окололитературных деятелей. Что и понятно, ибо на страницах «Крестьян», к примеру, «черным по белому» утверждалось, что Гомер или граф Л.Н. Толстой по языку своему ближе крестьянам, чем любой из советских авторов.

Сразу после выхода книги Топорова обвинили в классовой враждебности, пропаганде непролетарских писателей. Несмотря на заступничество известных людей, Адриан Митрофанович был снят с работы, а затем арестован и осуждён. Книга на суде над ним фигурировала среди вещественных доказательств вины автора. Позднее «Крестьяне» были включены Главлитом в «Аннотированные списки политически вредных книг, подлежащих изъятию из библиотек и книготорговой сети».

По словам Топорова, он прошёл шесть тюрем и два лагеря, до 1943 года отбывал наказание в ГУЛАГе в Архангельской области, затем в ссылке в Татарстане, Казахстане. В опубликованной позднее автобиографии Топоров вспоминал: «Валил вековечную архангельскую тайгу. Много раз был при смерти. Выжил чудом… В то время, когда я проходил свой крестный путь, моя жена и два сына добровольно ушли на фронт, защищать Отечество от гитлеровцев».

Последний рыцарь культуры

Последние тридцать пять лет жизни А.М. Топорова связаны с украинским Николаевом (местом службы старшего сына), куда он попал, имея статус «врага народа», без права заниматься педагогической, литературной и общественной деятельностью. Тем не менее, Адриан Митрофанович активно вникает в культурную жизнь города, становится членом общественных советов областной библиотеки и краеведческого музея, общественным корреспондентом ряда газет. Занимается краеведением, пишет книги и учебники в самых разных областях знаний — игра на скрипке, эсперанто, русский язык и литература. Он дружил или переписывался с А. Твардовским, М. Исаковским, С. Залыгиным, А. Новиковым-Прибоем, Б. Горбатовым и многими другими известными людьми.

Второй виток славы педагога, интерес к нему и его книге возобновился после его реабилитации в 1958 году — в 1961 году в космос полетел Герман Титов, который называл А.М. Топорова своим «духовным дедом». Родители космонавта-2 были учениками и близкими друзьями писателя в коммуне «Майское утро», Г. Титов не раз навещал Адриана Митрофановича в Николаеве. А ещё он говорил, что «луч космической славы» засветился именно в коммуне «Майское утро». Адриан Митрофанович становится желанным гостем в институтах и школах, издаются его книги «Воспоминания» (1970), «Я — учитель» (1980), «Мозаика» (1985). Хотя и тогда за нестандартность мышления, принципиальную беспартийность и ершистый характер власти и собратья по перу не слишком жаловали автора «Крестьян», орденами и званиями не награждали, а в Союз писателей СССР приняли только лишь в возрасте 88 (!) лет.

Адриан Митрофанович прожил долгую, трудную и необыкновенно насыщенную жизнь. Умер в 1984 году в возрасте 93 лет. О белгородском просветителе создан документальный фильм «Незримый пассажир». В его честь названа улица в райцентре Косиха Алтайского края, где прошла значительная часть его жизни, открыты мемориальные доски в Барнауле (2003) и Николаеве (2009). Продолжает жить и книга «Крестьяне о писателях», последнее издание вышло в Москве в этом году. Ее и ныне бережно хранят тысячи библиотек по всему свету — от Киева и Николаева, Москвы и Барнаула — до Братиславского университета и Библиотеки Конгресса в Вашингтоне.

Сегодня имя Топорова возвращается на родину. С 2009 года на Белгородчине проводятся Топоровские чтения. Они проходят раз в два года по инициативе Белгородской универсальной научной библиотеки. На чтения в качестве почётного гостя был приглашён внук просветителя Игорь Германович Топоров. К юбилею писателя в отделе краеведческой литературы библиотеки до конца сентября будет работать книжно-иллюстративная выставка «На благо Просвещения». Нынешний юбилей Адриана Топорова -это прекрасный повод вспомнить до сих пор остающийся единственным в мире культурологический опыт «последнего рыцаря культуры ХХ века», как часто называли этого литератора его современники.

Ксения БЕЛОУСЕНКО Игорь ТОПОРОВ

ФОТО ИХ АРХИВА БИБЛИОТЕКИ

Exit mobile version