«Живопись словами»

«Живопись словами»Русский авангард

Уникальная выставка открылась в Белгороде

В Белгородском литературном музее открылась выставка «Живопись словами» из фондов государственного музея В.В. Маяковского (г. Москва).

Для русского авангарда характерна тесная связь между литературой и изобразительным искусством. Аналогии между развитием поэзии и живописью прослеживаются как в конкретных произведениях, так и теоретических статьях, манифестах и докладах. В статье 1912 года Велимир Хлебников писал: «Мы хотим, чтобы слово пошло за живописью…» Поиски «слова как такового», «самовитого слова» у А. Кручёных, В. Хлебникова, В. Маяковского находят параллели в работах К. Малевича, B. Татлина, О. Розановой. В ранней поэзии В. Маяковского отмечают приёмы литературного кубизма и беспредметности.

Наиболее тесное взаимодействие поэтов и художников произошло в футуристической книге, где соединяются рисунок и слово.

Многие русские поэты-футуристы пришли к поэзии от живописи. В. Маяковский, Д. Бурлюк, Е. Гуро, А. Крученых, C. Бобров имели художественное образование. Поэты В. Хлебников, В. Каменский, И. Терентьев увлекались живописью, а ряд художников русского авангарда — О.Розанова, П.Филонов, В. Кандинский, К. Малевич-писали стихи.

Основная идея выставки «Живопись словами» — отображение многостороннего проявления талантов представителей русского авангарда. В.Маяковский — самый решительный реформатор поэтического языка и крупнейший поэт ХХ века — был талантливым рисовальщиком-портретистом. Он сделал обложку революционной хрестоматии футуристов «Ржаное слово», афишу первого представления и обложку первого издания «Мистерии-буфф», оформлял собственные книги. В 1919 году началась плодотворная работа Маяковского-художника в качестве карикатуриста и плакатиста в мастерской «Окна РОСТА».

Д. Бурлюк — участник многих художественных выставок, писал эпатажные стихи. «Непромокаемый оптимист» В. Каменский — поэт-авиатор, автор книги «Танго с коровами». О.Розанова известна как художница, иллюстратор кубофутуристических книг. При жизни несколько её заумных стихотворений были напечатаны в изданных на правах рукописи книгах «Балос» и «Нестрочье», написанных совместно с А.Кручёных.

В экспозиции выставки — оригинальные и малоизвестные работы В. Маяковского, Д. Бурлюка, В. Каменского, С.Боброва, О.Розановой,С. Городецкого, всего девяносто экспонатов. Представлены и образцы футуристической книги. Вместо обычной типографской бумаги, переплётов и шрифтов перед посетителями — небрежно сброшюрованные книги, напечатанные на обоях, газетах и дешевой бумаге. Текст в них написан от руки или набран множеством вычурных шрифтов, как на афишах. Иллюстрированы они нередко рисунками, какие оставляют на заборах. Эти книжки тиражом 200-300 экземпляров сейчас большая редкость.

Знакомство со столь уникальной выставкой в Белгороде оказалось возможным благодаря поддержке Фонда содействия развитию музейного дела, археологии и памятников архитектуры в Белгородской области «Наследие». Выставка продолжит работу до 12 ноября.

Наталья БУХАНЦОВА, заведующая экспозиционным отделом литературного музея