График предоставления платной печатной площади политическим партиям для публикации в газете «Наш Белгород» предвыборных агитационных материалов на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 года
Контроль за соблюдением требований законодательства
Выборы депутатов Государственной Думы ФС РФ седьмого созыва, дополнительные выборы депутатов Совета депутатов города Белгорода пятого созыва по одномандатным избирательным округам №№ 2 и 21, голосование на которых состоится в единый день голосования 18 сентября 2016 года, в областном центре организуют и проводят Избирательная комиссия города Белгорода и 189 участковых избирательных комиссий.
Все избирательные комиссии должны действовать открыто, гласно, в строгом соответствии с требованиями избирательного законодательства. Это, наравне с другими факторами, достигается и общественным контролем за ходом работы избирательных комиссий на всех этапах избирательного процесса, но особенно в день голосования, а также при подсчете голосов и установлении итогов голосования.
Кто же имеет право осуществлять этот контроль? Законом уже определен статус избирательных комиссий как общественно-государственных формирований. Большая часть членов с правом решающего голоса избирательных комиссий любого уровня направлена в комиссии политическими партиями и общественными объединениями, что позволяет избирательным комиссиям принимать взвешенные решения, действовать, согласовывая в рамках закона интересы разных политических партий и иных общественных организаций.
Так, в составах участковых избирательных комиссий города Белгорода из 2132 членов с правом решающего голоса — 85 % представители политических партий «ЛДПР», «Единая Россия», «КПРФ», «Справедливая Россия», «Яблоко», «Патриоты России», «Правое дело», «Зеленые», «Гражданская сила», «Родина», «Гражданская платформа», «Партия пенсионеров за справедливость», общественных объединений — областной Совет женщин, «Союз МЖК России», «Союз учащихся, студентов и аспирантов Белгородской области». Кроме того, политические партии, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, вправе назначить в ЦИК РФ и в каждую нижестоящую комиссию по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Аналогичные права имеют и кандидаты по одномандатным избирательным округам. Законом определен перечень лиц, которые вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковых избирательных комиссий в день голосования и до получения сообщения о принятии протокола об итогах голосования вышестоящей избирательной комиссией. Это уполномоченные представители политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, кандидаты, включенные в списки, кандидаты по одномандатным избирательным округам и их уполномоченные представители, члены и работники аппаратов вышестоящих избирательных комиссий, а также наблюдатели и иностранные (международные) наблюдатели. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, кандидатом или его доверенным лицом. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных законом.
Политическая партия, кандидат могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.
Иностранные (международные) наблюдатели получают разрешение на въезд в РФ в порядке, установленном федеральным законом, и аккредитуются ЦИК РФ. Иностранные (международные) наблюдатели вправе публично излагать свое мнение о законодательстве РФ о выборах, о подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы, проводить пресс-конференции и обращаться к представителям СМИ только после окончания времени голосования на всей территории РФ. На заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации. Представители СМИ вправе находиться в помещении для голосования в день голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом руководителя соответствующей избирательной комиссии, при этом должны соблюдаться требования законодательства о тайне голосования и защите персональных данных об избирателях. Для осуществления полномочий представители СМИ аккредитуются в порядке, установленном ЦИК РФ или по ее поручению избирательной комиссией субъекта РФ. Выполнение всеми участниками избирательного процесса своих полномочий, особенно на его заключительном этапе: в день голосования и при установлении итогов голосования, присутствие на избирательных участках наблюдателей, представителей СМИ позволит провести выборы в городе Белгороде открыто, гласно, честно, без нарушений федерального и регионального избирательного законодательства.
Елена ЛУБЕНЦОВА, заместитель председателя Избирательной комиссии города Белгорода