Warning: Undefined array key 1 in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 86
Человек и его дело
15 августа археологи отметили свой профессиональный праздник
Несмотря на то, что дата не связана с какими—либо событиями и открытиями, а сам праздник не является ни государственным, ни национальным, в нашей стране его отмечают практически все специалисты по раскопкам исторических памятников. В канун праздника мы встретились с главным археологом ООО «Белгородская археологическая экспертиза» Андреем Божко, чтобы узнать, чем сейчас живёт археология на Белгородчине.
День рождения Буцефала
Для России археология-это молодая наука. Она появилась в стране в XVIII веке, но широкий размах приобрела лишь в XIX веке, когда к раскопкам проявил интерес граф Алексей Уваров. Первоначально он не имел какого-либо специального образования, но благодаря его исследованиям, которые легли в основу археологии, новая наука получила толчок в развитии.
Происхождение праздника археологов — самая тёмная история. Тут вспоминают и чью-то шутку про день рождения коня Буцефала, и реальную дату рождения Наполеона. Но самая надежная версия связана с серединой XX века. Экспедиция профессора Владислава Равдоникаса разыграла коллег, отправив приветственные адреса другим советским археологам. И из разных уголков страны начали приходить ответные телеграммы: «поздравляю с днём археолога тчк».
Испытание Крымом
Андрей Божко уверен, что археолог — это не просто профессия, а состояние души. В мир науки его увлекла жажда открытий, романтика поиска и желание вписать недостающие страницы истории в богатую летопись нашего прошлого. Как и многие белгородские археологи, Андрей Александрович окончил исторический факультет НИУ «Бел ГУ».
— Почему выбрал именно этот факультет? Наверное, тут сыграла свою роль любовь к истории. В школе я участвовал в исторических олимпиадах, занимал призовые места в области, и когда пришло время определяться с профессией, сомнений не возникло — только история, — рассказывает Андрей Божко.
Его первая археологическая практика проходила в Крыму и стала своеобразным испытанием для начинающего охотника за древностями.
— Это было исследование античного поселения на Керченском полуострове. Июль, невыносимая жара, духота и куча гнуса, который облеплял с ног до головы. Даже море не радовало, — продолжает археолог. — Горы, каменный грунт, отсутствие ярких находок. Но, несмотря на спартанские условия, интерес к науке не угас.
Сквозь столетия
В этом году Андрей Божко вместе с группой археологов участвовал в раскопках кургана в Корочанском районе. Там реконструируют автомобильную дорогу Короча — Новый Оскол, в зону реконструкции как раз и попал курган.
— Мы изучили там три погребения эпохи бронзы и раннего железного века, — делится Андрей Александрович. — Вначале делалось захоронение в яме, затем над погребальной ямой сооружалась земляная насыпь, где уже другие племена могли делать впускные захоронения. Одно из таких впускных погребений (помимо двух основных) мы обнаружили в этом кургане. При раскопках был найден очень интересный лепной сосуд, мы предполагаем, что он относится к киммерийскому времени — слабоизученному периоду, предшедствовавшему скифам (начало I тысячелетия до нашей эры).
В мае археологи исследовали древнее поселение в Ракитянском районе, оставленное племенами, населявшими наш край в эпоху бронзового и железного веков.
В основном на раскопках находят массовый археологический материал -это фрагменты битых сосудов, древних «кирпичей» (куски обожженной глины), кости животных. Действительно интересные вещи — редкость.
— Вот довольно уникальная находка — металлический гребень, — показывает артефакт Андрей Божко. — Зубцы со временем отломились. Он использовался для расчесывания волос и пряжи. Это единственная находка такого рода на территории Белгородской области. Осенью, мы передадим её в Ракитянский краеведческий музей. Кроме того, были найдены точильные камни, пряслица (утяжелители для ткацких станков), рыболовные грузила. Все эти предметы относятся к III-IV веку нашей эры. В это время происходила миграция племён, на нашу территорию пришли германские племена из Скандинавии. Мигрировали, ассимилировались со славянами и другими народами, создав чер-няховскую культуру, жили здесь около полутора веков, а потом в эпоху Великого переселения народов снова ушли на запад, — рассказывает археолог.
Загадки истории
Раскопки на месте скифского поселения возле села Петропавловка ведутся второй год. Руководит работами консультант управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области Татьяна Сарапулкина.
Историки предполагают, что на этом месте в VI-IV веках до нашей эры находилось укрепленное поселение древнего народа — городище. Древняя оборонительная система здесь представлена двумя валами и двумя рвами.
Пока у специалистов нет единого мнения, какого характера поселение было здесь в древности и какие именно племена его населяли: Белгородская область и в те времена была пограничной, поэтому на территории региона встречаются следы пребывания разных скифоидных племён, пришедших с лесов Севера и со степей Юга.
Основной вопрос, которым задаются археологи, было ли это городище жилое или здесь только прятались в момент опасности.
— Судя по малому количеству найденного материала, скорее всего, люди там не жили, — отмечает Андрей Божко.
Интересной находкой стали фрагменты разбитого сосуда и часть конского черепа, которые лежали в одном месте, в основании вала. Археологи предполагают, что, возможно, это была часть тризны.
— Кроме того, здесь я обнаружил уникальную находку — коготь медведя с двумя просверленными дырочками — либо свисток, либо подвеска. Предмет украшает символическое изображение рыбы, вырезанное в характерном скифском зверином стиле. Также были найдены пряслица для ткацких станков, фрагменты металлических ножей, — поделился Божко.
На сегодня полевой этап работ завершен. Сейчас весь собранный материал тщательно очищается, маркируется и заносится в опись.
— Дальнейших планов пока не строим, нужно сначала посмотреть, что мы накопали, проанализировать материал, сделать выводы, и уже на основании этого решить, стоит дальше вести раскопки или нет, — подвёл итог археолог.
Оксана ПОЛЯКОВА