Выставка
18 дней итальянской художницы из Белгорода
Она — человек-движение, человек-эмоция, человек-цвет. Она называет картины своими детьми, потому что каждая из них- её внутреннее состояние, которое она меняет ежеминутно, оставляя былое лишь на холсте. Она даже визуально похожа на свои картины. Яркая, броская, одетая в свои любимые цвета охры.
Анжелика Астахова родилась и окончила школу в Белгороде, однако в конце девяностых покинула Родину, отправилась покорять мир и осела в Италии.
Поэтесса и журналист, она полностью отдалась искусству, и вот почему:
— Приехав в Италию, я вообще не знала языка и о поэзии было говорить не с кем. Два года я жила будто в вакууме. Со временем я осознала, что живопись — это такой язык, который понятен всем, даже глухонемым. И я стала вспоминать, как я училась в студии. Дальше мне встретились хорошие учителя, я окончательно поняла, что искусство — это моё. Теперь я думаю не на русском и не на итальянском. Я думаю красками. А когда пишу, в голове рождаются стихи, — говорит художница.
Посмотрев выставку, вы вряд ли составите общее впечатление о творчестве художницы, хотя бы потому, что она переменчива, как ветер, и при этом восемнадцать работ, которые представлены в выставочном зале «Родина», она написала за восемнадцать дней.
— Когда Наталья (директор выставочного зала «Родина» Наталья Гончаренко, прим. ред.) сказала мне, что надо делать выставку, я сразу стала путешествовать и работать над впечатлениями. Делала пометки, маленькие зарисовочки. А приехав в Белгород, стала переносить впечатления на холст, — рассказывает Анжелика.
Первое, что бросается в глаза посетителю выставки -это автопортрет с подписью «Какое-то животное». Животные на картине действительно есть: на голове у девушки сидят различные птицы — соловей, стриж, дятел, синица — а вокруг шеи обвилась змея. Но что общего у них с Анжеликой? Художница говорит, что картину сначала написала, а уже потом поняла, чем руководствовалась при работе.
— У меня всплыло в памяти выражение Иисуса: «Каждый человек душой должен быть чистым, как голубь, и проворным, как змея». Все эти птички, которые пищат, поют, долбят — это суета, а змея — это молчание. То есть надо быть открытым как весь мир, чувствовать весь мир, но и при этом уметь войти внутрь себя, молчать.
У неё часто так случается: в начале работы она знает только общую тему, а детали, образы будто сами вырастают в процессе работы. Повлиять может что угодно: услышанный звук, упавший свет, промелькнувшая мысль.
— Каждая картина меня учит чему-то, и я за это им благодарна. Они как дети. Вот дети рождаются. Чему мы можем их научить? Ну научить на горшок ходить, есть, одеваться. Это ведь мелочи! А они нас могут научить очень важным вещам. Прежде всего — оставаться детьми. Быть открытыми, честными, дружелюбными, искренними, чистыми. Мне кажется, именно в этих качествах заключается молодость. Если мы будем такими, мы никогда не состаримся, — говорит Анжелика.
И кажется она при этом совсем девчонкой, с огоньком в глазах и огромным миром на ладони. И странно, что она — мать совсем взрослой дочери. И даже уже бабушка.
— Считается, что люди творческие обычно отстранены от семьи, — говорит дочь Анжелики Елизавета, — так вот, это не наш случай. Её всегда на всё хватало. Она такая, что может быть одновременно и моей матерью, и матерью сотен картин. С ней всегда было очень интересно и за счёт её открытости очень легко.
Среди буйства красного и оранжевого («Охра — моя любовь. Я её добавляю всюду. Это свет, золото, небо и земля», — призналась художница) очень выделяется одна картина в спокойных, пастельных тонах. На ней у вазы с жасмином в скромном коричневом платье сидит молодая женщина.
Под картиной — подпись «Мамулечка».
— Я в этом году приехала к маме, сразу же разложила холсты и стала писать. И мама говорит, мол, опять ты тут со своими красками, хоть бы меня нарисовала. И я нарисовала. А она посмотрела и говорит: «Ну я же не такая, я же старенькая». А я говорю: «Ты для меня всегда останешься такой. Красивой, глаза, как звёзды, и родинка на щеке. И пусть другие видят иначе, и родинки уже нет. Но для меня ты осталась девочкой». И жасмины я ей каждый год приношу, она их очень любит, — рассказывает художница.
Сейчас она приезжает в Белгород раз в год, но при этом гордо называет себя белгородкой. Говорит, ей доставляет большое удовольствие рассказывать людям о том, что Белгород — это не Белград и не Белгород-Днестровский, что есть такой замечательный город. Что в нём живут целеустремлённые люди, не пасующие перед трудностями.
Несмотря на то, что выставок в жизни Анжелики было великое множество: они проходили и в Италии, и в Швейцарии, и в Берлине, в Белгороде она представила работы в первый раз. Но уже пообещала, что постарается сделать выставки ежегодными и вернётся снова не далее чем через год.
— Выставка Анжелики — это как глоток свежего воздуха в стенах нашего выставочного зала. Это не в укор другим художникам, просто надо понимать, что Анжелика — человек, который находится в гуще современного художественного процесса, и по её картинам можно составить некое представление о том, что актуально в европейских художественных кругах. Ещё один приятный момент — все эти работы Анжелика нам дарит, и белгородцы смогут увидеть их на других выставках и фестивалях, — поделилась директор выставочного зала «Родина» Наталья Гончаренко.
В завершение торжественного открытия Анжелика Астахова на глазах у зрителей написала картину. На большом холсте красками для стен («Они мне нравятся, потому что быстро сохнут,» — пояснила художница), полоща кисточку в бокале с шампанским она писала, как всегда, до конца не понимая, что именно.
— Я определила тему как «В одну воду дважды не войдёшь», — пояснила она, выводя причудливую фигуру.
И зрители безотрывно следили, как на холсте вырисовывается её очередная эмоция цвета охры.
Алина БОРИСЕНКО
Фото автора