Первый викарий Белгорода

Первый викарий Белгорода

Вспомним одного из самых смиренных и мудрых архипастырей

Нынешний год, год празднования 25-летия со дня второго обретения мощей святителя Иоасафа, дает нам повод вспомнить тех людей, чьими трудами были впервые обретены мощи святого, собраны материалы о его жизни, состоялось, наконец, его прославление в лике святых Русской православной церкви.

Племянник святителя и его первый биограф Илья Квитка, князь Н.Д. Жевахов и его брат В.Д. Жевахов, епископ Никодим Кононов, архиепископ Питирим Окнов… Судьбы многих из них полны драматизма. Но в ряду прославителей Иоасафа есть имя архипастыря, которое на фоне других выделяется своей трагической историей. Речь пойдет о епископе Белгородском Иоанникии (в миру Иван Александрович Ефремов, уроженец Киевской губернии, 1863-1914) — первом викарии Белгорода.

НАЗНАЧЕНИЕ В БЕЛГОРОД

25 февраля 1905 года — важная дата в истории Белгородской епархии: в этот день император Николай II подписал указ об учреждении Белгородского викариатства Курской епархии. Викариатство было необходимо для улучшения церковного управления в южных уездах епархии. Тем временем 31 марта того же года архимандрит Иоанникий (на тот момент — настоятель церкви во имя Святой Троицы при Русской дипломатической миссии в Афинах) получил назначение в белгородский Свято-Троицкий монастырь. 2 июля состоялся чин его наречения в епископа Белгородского, а 3 июля — в белгородского викария Курской епархии. Участвовавший в хиротонии епископ Платон Чигиринский, ректор Киевской духовной академии, хорошо знавший Иоанни-кия как своего ученика, обратился к предстоящим в храме со словами о новопоставленном епископе: «Зная его, я радуюсь за Белгород, зная Белгород, я радуюсь за него». Так начался белгородский путь владыки Иоанникия.

Главными задачами викарного епископа были наблюдение за духовными учебными заведениями, контроль качества духовного образования, активное противостояние сектантству. И надо сказать, что на этой должности Иоанникий преуспел во многих направлениях своей деятельности. Он помогал архиепископу Питириму Окнову в учреждении Белгородской духовной семинарии и Белгородского женского епархиального училища, для которого было построено новое здание, а на свои личные средства епископ построил новую церковно-приходскую школу в Белгороде. Иоанникий регулярно объезжал викариатство — в его управлении находилось пять юго-восточных уездов Курской епархии: Старооскольский, Новооскольский, Корочанский, Грайворонский и Белгородский. Как настоятель белгородского Свято-Троицкого монастыря, владыка много времени и сил вкладывал в его благоустройство. В 1906-1910 гг. был произведен внешний ремонт собора, отремонтированы оба братских корпуса, построен свечной завод, в самом храме появилось отопление, в главном алтаре собора установлена кафедра епископа Белгородского.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ ИОАСАФА

Иоанникий немало потрудился во имя прославления святителя Иоасафа. Находясь в составе комиссии для подготовки его канонизации, владыка в числе других архиереев освидетельствовал мощи святого. Им были собраны средства на изготовление драгоценной раки для мощей подвижника. Иоанникий сделал заказ на разработку ее проекта академику архитектуры В. Покровскому. Эскиз раки был представлен императрице Александре Федоровне, которая рассмотрев чертежи, написала на проекте: «Одобряю. Александра. 5 мая 1910 года».

В сентябре 1911 г. начались торжества прославления святителя: Иоанникий вместе с митрополитом Московским Владимиром Богоявленским, архиепископом Курским Питиримом Окновым, епископом Рыльским Никодимом Кононовым и др. был непосредственным их участником.

Викарию часто приходили письма с просьбами молитв у мощей Иоасафа. Иоанникий ежедневно служил панихиды и молебны, не оставляя без внимания ни одной записки. Всем желающим он рассылал службы с акафистом святителю.

Уже в первую годовщину прославления святого владыка ходатайствовал о дозволении устроить престол в честь Иоасафа и получил разрешение. 19 августа 1912 г. он освятил Иоасафовский придел в белгородском Владимирском (Сергиевском) храме. Возглавляя Белгородское Иоа-сафовское миссионерское братство, Иоанникий способствовал проведению воскресных чтений, контролировал обеспечение всех приходов, включая самые отдаленные, брошюрами и листками, на собственные средства приобретал книги для миссионерских библиотек.

БОЛЕЗНЬ

Напряженные труды подорвали здоровье владыки: нервные приступы и бессонница обострялись, доставляя ему невыносимые страдания. Лечение в Харькове и Кисловодске не помогло. В 1913 году он уже не мог заниматься епархиальными делами и подал прошение об увольнении на покой. Делопроизводство Белгородского викариатства было передано епископу Рыльскому Никодиму Кононову. 1 декабря 1913 года в кафедральном Троицком соборе Иоанникий в последний раз совершил Божественную литургию и молебен у гробницы Иоасафа. Храм был переполнен — прихожане горячо любили и уважали владыку. Многие не сдерживали слез. Огромная толпа провожала его на белгородском вокзале: Иоанникий уезжал на проживание в Путивльский монастырь. Вскоре пришла неожиданная и страшная весть: не в силах терпеть мучительную болезнь, владыка совершил самоубийство. Жизнь усердного молитвенника оборвалась на 48-м году 10 января 1914 года. Ровно через пять лет в тот же день будет расстрелян его преемник — священномученик Никодим…

ПОУЧЕНИЯ И РЕЧИ

Осталось очень скромное книжное наследие владыки Иоанникия, что только повышает ценность его изданий. Известны некоторые его работы, вышедшие в 1896-1899 гг. в Киеве в период ректорства Иоанникия в Киевской духовной семинарии: «Внебогослужебное чтение в день Святого духа ректора семинарии архимандрита Иоанникия», «Поучение на день Успения пресвятые владычицы богородицы и при-снодевы Марии» и др.

В знаменитой типографии А. А. Вейнбаума вышли в печать два труда викария. Один из них — «Звезда третьего неба — иже во святых отец наш Иоасаф, епископ Белгородский и чудотворец», краткое житие святителя, приуроченное к иоасафовским торжествам в сентябре 1911 года. Иоанникий тщательно собирал материалы о святителе и составил по ним краткое сказание о его жизни, подвигах и чудесах, которое прочитал в Свято-Троицком соборе по окончании всенощного бдения 2 сентября 1911 года накануне прославления — это житие раздавалось бесплатно всем паломникам.

Второй труд — «Поучения и речи Иоанникия, епископа Белгородского, викария Курской епархии» (1911-1913) представляет собой четырехтомник. Он является наиболее полным собранием речей и проповедей владыки за время его пребывания в Белгороде на посту викария и епископа. Это первое, прижизненное издание, возможно, только единожды было выпущено в печать. Первый том собрания за 1911 год хранится в фонде редких изданий Белгородской государственной универсальной научной библиотеки. Он состоит из двух частей, содержащих 101 текст: «Поучения и речи, произнесенные в течение 1905 года» (36 проповедей) и «Поучения и речь, произнесенные в течение 1906 года» (65 проповедей).

Эту книгу можно назвать летописью духовной жизни пастыря с его первых дней в Белгороде: она открывается «Речью, при наречении Настоятеля церкви Императорской Миссии в Афинах архимандрита Иоанникия во епископа Белгородского, викария Курской епархии» 2 июля 1905 г. В ней но-вопоставленный епископ смиренно благодарит Бога и богомудрых архипастырей за возложенный на него ответственный дар, «дар благодатный: посвящаемый в сан епископа удостаивается в таинстве хиротонии благодати, спасительной Божьей силы. Дело епископа существенным образом и состоит в служении спасению людей». Иоанникий достойно нес свою миссию: листая страницы, читатель по названиям проповедей, по их строгой хронологии становится свидетелем его многочисленных богоугодных дел.

Большинство поучений произнесены Иоан-никием за Божественной литургией в Свято-Троицком соборе и в Знаменской церкви Белгородского монастыря, например, две речи перед панихидой по преосвященному епископу Иоасафу 19 ноября и 10 декабря 1905 года — они вошли в первую часть тома.

Но как викарий он не оставлял без внимания и подвластные ему уезды. В книге можно найти тексты, свидетельствующие о поездках Иоанникия за пределы Белгорода — это поучения, произнесенные в Старооскольском, Новооскольском, Корочанском и в Грайворон-ском уездных соборах, в Борисовской Тихвинской женской пустыни. Содержание проповедей посвящено различным духовно-нравственным вопросам («О покаянии», «Значение молитвы мытаря», «О примирении с ближними», «Забота родителей об участи детей»), православным датам и святым подвижникам («Приготовление к достойной встрече Рождества Христова», «Учение Тихона, епископа Воронежского», «Жизнь и деятельность святого апостола Павла — образец для подражания христиан»). Некоторые тексты относят читателя к истории разрушенных и невозвратно утраченных старинных храмов — речь идет о Николаевской церкви, находившейся в слободе Томаровка, и церкви Воздвижения Честного Креста Господня в селе Пески (Михайловка) Белгородского уезда. В январе 1906 года Иоанникий освящал обновленные иконостасы двух приделов в томаровской Николаевской церкви, в сентябре того же года им был освящен придел во имя преподобного Сергия Радонежского в Песках. За Божественной литургией была произнесена проповедь о значении храма.

Владыка Иоанникий остался в истории Белгородской епархии одним из самых смиренных и мудрых архипастырей, глубоко чтимым прихожанами и монашеской братией. Его самоотверженная жизнь, прерванная нечаянным грехом в минуту болезненного умопомрачения, была положена на алтарь служения Богу и людям.

Маргарита ТЕРЁХИНА, сотрудник фонда редких изданий Белгородской универсальной научной библиотеки

Фото из фонда библиотеки

Exit mobile version