В этом году отмечается 200-летие со дня рождения историка русской церкви, митрополита Московского и Коломенского Макария Булгакова
СПРАВКА НБ
Михаил Петрович Булгаков — выдающийся русский историк, богослов и общественный деятель, родился 1 октября 1816 года в бедной семье священника Флоровской церкви села Суркова Курской епархии. Рано лишившись отца, он был привезён в Белгород и определён в уездное духовное училище. Выдающимся достоинством главного творения митрополита Макария явилась чрезвычайная фактическая полнота, ставшая для историков Русской православной церкви своего рода сокровищницей -такой же, как для исследователей гражданской истории является «История» С. М. Соловьёва. Митрополит Макарий, будучи знатоком русских рукописей, собрал в своём труде весь известный ему материал, сообщил много новых текстов в объёмистых приложениях к томам первой половины своей «Истории» и сделал множество ценных указаний в обстоятельных примечаниях.
Говорить о книгах — всегда прекрасно, говорить о редких книгах — прекрасно вдвойне. Тем более, если на книжном корешке стоит имя такого выдающегося церковного деятеля, как митрополит Макарий Булгаков. Имя этого прославленного богослова нашло свое почетное место в самом популярном энциклопедическом издании дореволюционной эпохи — словаре Брокгауза и Эфрона, к написанию статей в котором привлекались виднейшие ученые. Среди таких авторов-профессионалов был Н. И. Барсов, известный русский богослов XIX века.
В 35-м томе, вышедшем в 1896 году, помещена его биографическая статья о Макарии Булгакове. Она представляет собой не просто «сухой» перечень основных вех биографии митрополита, а повествование, наполненное большим уважением к этому человеку. Словарь Брокгауза и Эфрона вообще характеризуется довольно-таки свободной манерой изложения материала, каждая статья имеет собственный авторский стиль — не стала исключением и посвященная Макарию.
Михаил Булгаков родился в 1816 году в семье сельского священника в Ново-оскольском уезде Курской губернии. Когда будущему митрополиту исполнилось семь лет, скончался его отец. В девятилетнем возрасте Михаил был определен в приходское Корочанское духовное училище. Затем переведён в Белгородское уездное духовное училище. В 1837 году окончил Курскую духовную семинарию, а в 1847 -Киевскую духовную академию со степенью доктора богословия.
Написанные митрополитом Макарием книги, «Введение в Богословие» и «Догматическое Богословие» — труды монументальные, и сегодня сохраняющие большое значение в смысле систематического изложения богословия. Еще важнее его «История Русской Церкви». Кроме названных сочинений, Макарий оставил около 200 проповедей, составивших три сборника. Они посвящены главным образом решению теоретических вопросов догматики и морали, но есть между ними немало прекрасных проповедей публицистических. Например, «Слова» на дворянские выборы и проповеди по поводу открытия памятника Пушкину и всероссийской выставки в Москве.
Труд всей жизни
Одной из главных страниц биографии митрополита является его исследовательская деятельность как историка. «История Русской Церкви» в 12 томах, составившая целую эпоху в церковной историографии — главный труд Булгакова, который он создавал на протяжении всей своей жизни. В 1847 г. вышел в свет «Очерк истории Русской Церкви в период дотатарский: 992-1240 гг.», впоследствии переработанный в первые тома «Истории Русской Церкви». Также сочинениями, положившими начало «Истории», считаются статьи владыки Макария «История христианства в России до равноапостольного князя Владимира» (1846) и «Церковь Русская во дни святого Владимира и Ярослава до избрания митрополита Ила-риона» (1850). В фонде Белгородской государственной универсальной научной библиотеки хранятся два прижизненных издания двух разных томов «Истории…». Более раннее из них датируется 1868 годом. Это третий том под названием «Состояние Русской Церкви от митрополита Климента Смолятича до начала второго периода или до митрополита Кирилла II. 1147-1240 гг.», вторично переизданный и отличающийся от первого издания некоторыми исправлениями.
Первые три тома «Истории Русской Церкви» высокопреосвященного Макария, вышедшие в 1857 г., составили по замыслу автора один большой раздел: «История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского патриарха (988-1240)». Они посвящены домонгольскому периоду развития русской церкви. Всю историю древнерусской церкви до монгольского нашествия 1237-1240 гг. митрополит Макарий делит на три периода, вехами между которыми служат избрания волей Собора русских архиереев на Киевскую митрополичью кафедру иерархов русского происхождения: Ила-риона в 1051 г. и Климента Смолятича в 1147 г.
Эти три тома отделены от всего остального корпуса «Истории» исследовательской паузой, которая была вызвана переводом автора из Санкт-Петербургской духовной академии сначала на епископскую кафедру в Тамбов, а затем назначением его в 1859 г. архиепископом Харьковским.
Это делает «домонгольскую» часть труда митрополита Макария самодовлеющей (несмотря на то, что для второго издания 1868 г. она подверглась определенной переработке и исправлению).
Третий том вышел в последний год управления владыкой Харьковской епархией: на титульном листе автор указан как «Макарий, архиепископ Харьковский».
В первых трех томах «Истории…» был уже вполне реализован уникальный метод преосвященного Макария, основанный на пристальном изучении первоисточников, обилии привлекаемого материала, строгой научности. Даже один из самых строгих критиков «Истории…» Н. П. Гиля-ров-Платонов так закончил в третьем томе «Русской Беседы» за 1859 год свою обширную рецензию «История Русской Церкви» Макария, епископа Винницкого«: «За выписки, сделанные в тексте и преимущественно в примечаниях, мы должны быть особенно благодарны. При недоступности библиотек выписки эти для многих, и весьма многих послужат единственным случаем читать места из некоторых неизданных рукописей и сделают книгу незаменимою».
Следующее редкое издание — это «История Русской Церкви в период разделения ее на две митрополии. Том VIII. Книга III» 1877 года. Восьмой том, состоящий из трех книг, посвящен процессу постепенного перехода русской церкви к самостоятельности в XV-XVI в., в период ее разделения на две митрополии: Восточнорусскую, или Московскую, и Западнорусскую (Киевскую), или Литовскую. Третья, заключительная книга тома включает в себя описание характерных для того времени особенностей богослужения русской церкви, церковного права, веры и нравственности, а также отношения Восточнорусской церкви к другим церквям и исповеданиям.
География мест служения преосвященного Макария постоянно менялась: в 1877 году, на момент выхода первого издания восьмого тома «Истории…», владыка уже несколько лет управлял Литовской епархией, поэтому на титульном листе он значится соответственно как «Макарий, архиепископ Литовский и Виленский». Таким образом, оба тома «Истории Русской Церкви» — 1868 и 1877 годов — вышли в печать еще до 1879 года, то есть до принятия владыкой сана митрополита Московского и Коломенского.
В роли цензора
Макарий был не только талантливым исследователем, но и талантливым администратором. За пятнадцатилетний период службы в Санкт-Петербургской духовной академии он создал себе репутацию гуманного и беспристрастного цензора. Библиограф митрополита протоирей Ф. И. Титов отмечает его как «самого доброжелательного и щедрого поощрителя научных трудов других деятелей»: «Мало того, что он серьезно и внимательно прочитывал все поручавшиеся ему сочинения и снисходительно относился к авторским недосмотрам или несколько оригинальным мыслям их, он, при своей любви быть точным и аккуратным во всем, никогда не задерживал поступавших к нему рукописей и разрешал их к печати без промедления».
За помощью в скорейшем продвижении поданных на рассмотрение трудов к Макарию обращались разные авторы. Среди них был и Константин Стратилатов, священник Новодеревенской Благовещенской церкви в Санкт-Петербурге. Одна из главных его работ, цензором которой стал архимандрит Макарий, — «Катехизические беседы к сельским прихожанам» 1867 года. Этот сборник проповедей состоит из трех частей: «Беседы на Символ Веры», «Беседы на молитву Господню и блаженства Евангельские» и «Беседы на Божественное Десятисловие».
«Отъ Санктпетербугскаго Комитета Духовной Ценсуры печатать позволяется. Марта 4-го дня 1847 года. Ценсоръ, Санкт-Петербургской Духовной Академiи Инспекторъ, Архимандритъ Макарiй» — такая цензорская надпись значится на фронтисписе книги «Падение Адамово. Беседы на Великий Пост 1847 года». Ее автор — святитель Иннокентий Борисов, архиепископ Херсонский. Преосвященный Иннокентий стал первым и главным наставником Макария, покровителем и ценителем его научных работ. В 1842 году тогда еще студент Киевской духовной академии Михаил Булгаков с благословения ректора, владыки Иннокентия приступил к созданию своего первого значительного труда «История Киевской академии», а пять лет спустя сам будет цензором книги своего учителя. Замечательные научные работы Макария Булгакова ещё при жизни составили ему славу беспримерного богослова, историка, ученого. Книги, которые вышли из-под его пера более чем 150 лет назад — настоящая редкость. Храня мудрое слово митрополита в своих истертых переплетах, они несут память о великом человеке и его великом труде.
Маргарита ТЕРЁХИНА, сотрудник фонда редких изданий Белгородской универсальной научной библиотеки
ФОТО ИЗ ФОНДА БИБЛИОТЕКИ
В Белгороде появился новый сквер
Он будет носить имя митрополита Макария (Булгакова). Такое решение приняла комиссия по увековечению памяти о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории, наименованию улиц, площадей и микрорайонов г. Белгорода. Сквер расположен по улице 60 лет Октября, 7, в районе МБОУ СОШ № 42.