Мне бы в небо

Мне бы в небо

УВЛЕЧЕНИЕ

26 июля парашютисты отметили свой праздник

Бескрайняя голубая даль. Пушистые облака величественно плывут по небесной глади. Поднимая глаза вверх, замечаешь сразу несколько птичьих стай, словно танцующих в сотне метров от земли. В этот момент так хочется подняться в небо и парить вместе с ними, чувствуя всем телом свободу и легкость. Но, увы, человек летать не умеет. Или умеет?

Они не монтажники и не высотники. Но смотреть на мир с высоты птичьего полета давно уже привыкли. Парашютисты наперекор всем законам природы убедительно доказывают — люди летают.

День парашютиста ещё не утвержден законодательно, но широко распространен среди профессионалов. 26 июля 1930 года под Воронежем группа советских летчиков-парашютистов впервые совершила серию прыжков с самолетов. Это событие положило начало массовому развитию парашютизма в СССР. С тех пор этот вид спорта пользуется большим спросом.

В этом году белгородские парашютисты Александр Спицын и Анастасия Гончарук отметили свой профессиональный праздник, как и положено — в небе. Ранним утром влюбленные взмыли ввысь на тепловом аэростате. Набрав высоту 4000 метров, отважные экстремалы, обнявшись, порхнули вниз. Таким необычным способом ребята поздравили своих коллег по цеху.

Саша и Настя вместе уже два года. Познакомились они на аэродроме. Их сблизило общее увлечение и безграничная любовь к небу. Совсем недавно Александр в лучших традициях романтических фильмов сделал девушке предложение — между небом и землёй, под куполом аэростата.

Настя протягивает руку, на которой весело поблёскивает подаренное Сашей колечко.

— Видите орнамент из парашютных шпилек? Они являются символом парашютного спорта. Шпильки зачековывают ранец и благодаря им парашют раскрывается, — рассказывает Настя.

Анастасия — парашютистка со стажем. Пять лет назад улыбчивая девушка пришла в авиационно-спортивный клуб ДОСААФ за компанию с подругой. В итоге — подруга от прыжка отказалась, а вот Настя — прыгнула. И не прогадала: небо поглотило её с невероятной силой.

— Мне было абсолютно не страшно, вплоть до того момента, как открылась дверь самолёта. Внизу — пустота. Вот тогда я действительно испугалась. Но в небе все тревоги ушли, уступив место переполняющему ощущению свободы, — вспоминает Настя. — А второй прыжок мне понравился ещё больше, хотя все парашютисты говорят, что второй раз страшнее. Я уже знала, к чему готовиться, на что обратить внимание, чем насладиться и полностью отдалась полёту.

Сегодня на счету у девушки 170 прыжков. Кстати, в октябре прошлого года экстремал-ка поставила личный рекорд — совершила прыжок из корзины аэростата с высоты 4300 метров. И стала первой девушкой в Черноземье, которая отважилась на такой поступок.

— До нас этого не делал никто, потому что самолёт на такую высоту не поднимается, -отметила девушка.

По словам спортсменки, прыжки с парашютом — это не только способ получить острые ощущения, но и своего рода терапия, которая может снять депрессию и освободить от стресса — не хуже, чем, например, отдых на морском побережье. Помимо прочего, это значительная физическая нагрузка: энергозатраты одного прыжка примерно равны бегу на 3-5 километров.

С парашютным спортом Александр Спицын знаком, можно сказать, с пелёнок. Папа — мастер парашютного спорта СССР, работал инструктором на аэродроме, мамакандидат в мастера спорта. У них за плечами — уже не одна тысяча прыжков.

— С трёх лет я летал на самолете, смотрел, как прыгает мой отец, и мечтал, что когда-нибудь тоже так смогу. В 18 лет моя мечта сбылась — я прыгнул в первый раз. Страха не было, только восторг, — делится Александр.

Почти 15 лет Саша прыгал просто для себя, как любитель, и лишь два года назад перешёл в разряд спортсменов.

— Саша у нас — парашютный фанат, -смеётся Настя. — Он поставил рекорд на круглом парашюте — за один год совершил столько прыжков, сколько люди делают за 2-3 года. В свой первый сезон я прыгнула 27 раз, во второй — 19. А у Саши только за один сезон — больше 100 прыжков! Бросать самому себе вызов — для спортсмена обычное дело. Так, 12 апреля, в честь 55-летия полёта Юрия Гагарина в космос, Александр вместе с командой белгородских аэронавтов установил немыслимый рекорд — поднялся на 5555 метров над землёй, где без кислородных масок даже дышать сложно. И на рекордной высоте совершил прыжок.

— Обычно время свободного падения составляет около 10 секунд. А здесь получилось больше минуты. Это такое непередаваемое чувство свободы — ложишься на поток воздуха и смотришь на город с разных ракурсов, — рассказывает парашютист.

— Сегодня рекорд России по подъему в воздух теплового аэростата типа Монгольфьер составляет 7200 метров, буквально немного не дотянули, но у нас всё ещё впереди.

Конечно, случаются и казусы. Первый опыт знакомства с аэростатом как раз из разряда — нарочно не придумаешь.

— Поднялись мы на четыре тысячи метров, непривычно, внизу облака, прыгнули, и приземлились непонятно где, в сугробах. В итоге, оказалось, отнесло нас к границе Украины, хорошо, что лесники нас нашли, -улыбается Саша.

Хотя подобные прыжки больше для души, опыта они не дают, признаётся Александр. Для развития себя как спортсмена необходимо участвовать в соревнованиях. В прошлом году Саша и Настя впервые померились силами с парашютистами со всей России.

Соревнования на точность приземления проходили в Рязани. Основная цель каждого парашютиста — приземлиться в круг-мишень диаметром всего три сантиметра (размером с пятирублёвую монету). Побеждает самая точная команда.

— Мы мечтаем, чтобы наш клуб участвовал в соревнованиях. В советское время он был передовым, воспитал много мастеров спорта, участвовал в чемпионатах СССР. Нашей командой мы хотим возрождать победные традиции клуба, — рассказывает Саша. — Начали ездить на соревнования в другие города. Понятно, что до побед еще далеко, но сам факт того, что мы прыгаем с мастерами спорта, дает огромную мотивацию развиваться как спортсмен. Нам ещё другие участники говорят: «За свой счёт чёрти куда ехали, чтобы один день отпрыгать и поехать назад, вы что?!». Но это колоссальный опыт, один прыжок на соревнованиях заменяет десять обычных прыжков. Огромное спасибо нашему инструктору Ольге Черниковой, она помогала нам готовиться.

— В первый раз в жизни мы к 8-9 утра сделали уже по пять прыжков, — подхватывает Настя. — Соревнования, которые должны идти почти неделю, мы прошли буквально за полдня. Доходило до того, что объявляют: «Команда номер 3 на взлёт». А команды нет. Кричат: «Почему нет на взлёте, сейчас дисквалифицируем». А они ещё с прошлого прыжка не вернулись, в воздухе летят.

Сейчас Александр и Анастасия вместе строят дом и потихоньку готовятся к свадьбе, которая состоится в следующем году.

— Мне нравится делать Насте сюрпризы, поэтому на свадьбу я готовлю нечто грандиозное, — поделился планами Саша.

Кроме того, белгородские спортсмены мечтают побить рекорд России по прыжкам с аэростата. А ещё — прыгнуть с парашютом в Дубае, для этого нужно иметь в своей копилке «всего лишь» 500 прыжков. Самая «приземленная» мечта — попасть на сборы парашютистов, пообщаться с мастерами спорта и заслуженными тренерами.

— Разряды и кандидатские звания даются на время, и их нужно подтверждать, а мастер спорта — на всю жизнь. И когда мы с папой прыгали вдвоем, понял, почему. Я прикрепил камеру на руку, чтобы поснимать полёт. Выпрыгнул и зацепился ею за борт. Камера оторвалась и начала потихоньку улетать. А папа просто подлетел к ней, засунул себе за шиворот, помахал мне ручкой и полетел дальше, я даже ничего сообразить не успел. Такую гордость испытываешь, ему больше 60 лет, а он такие вещи в воздухе творит, — отметил Александр Спицын.

Почему мы не боимся попасть в аварию на велосипеде? Потому что рядом земля, и мы верим в то, что травмы будут небольшие. А в небе, если что-то пошло не так, вариант один — летальный исход. Так думают новички. А при этом шансов на нераскрытие сразу двух парашютов — основного и запасного меньше, чем увидеть на Красной площади слона. Главное просто знать правила и следовать им. Тогда и опасений быть не может.

Оксана ПОЛЯКОВА

ФОТО ИЗ АРХИВА АЛЕКСАНДРА СПИЦЫНА И АНАСТАСИИ ГОНЧАРУК

Exit mobile version