Советские плакаты времён Великой Отечественной войны
В Белгородском государственном историко—краеведческом музее работает выставка «О доблести страны — языком плаката», посвящённая советским плакатам времён Великой Отечественной войны.
На выставке представлен 21 плакат, созданный в СССР в период с 1941 по 1945 гг. и в 1980-е годы. Сегодня, спустя многие десятилетия, военный плакат остался искусством острым, боевым и нестареющим. Их убедительность и высокий патриотический пафос основывались на профессионализме советских художников-плакатистов, большом жизненном опыте и умении ясно говорить средствами графики.
Наблюдая историю плаката 1941-1945 гг., можно понять роль и место каждой работы в служении общему делу. Уже к началу войны художники были готовы направить своё «оружие» против фашистской Германии. Как и все граждане страны, они нисколько не сомневались в скорой победе над врагом.
В развитии плаката в годы войны можно выделить разные этапы. В 1941-1942 гг. они носили драматический, даже трагический характер. Они призывали защитить страну, показывали жертвы и разрушения, страдания людей, вызывали ненависть к врагу, побуждали к политической и трудовой активности.
В числе первых военных плакатов, расклеенных на стенах домов 23 июня, был и лист творческого коллектива графиков и живописцев художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова, Николая Соколова (Кукрыниксов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», изображавший Гитлера, вероломно нарушившего Пакт о ненападении между СССР и Германией. Первые плакаты несли в себе сатиру, но чаще сохраняли горькую, сухую суровость. «Родина-мать зовёт!» — трудно представить себе что-нибудь более ясное и действенное, чем этот плакат Ираклия Тоидзе. Обжигающий взгляд женщины, лист с текстом военной присяги в её руке — здесь всё сказано прямо и громко, с ясностью лозунга, с непререкаемостью приказа. В плакатах не было парадности: война выступала во всей своей жестокой правде, лица бойцов потемнели от усталости и ненависти. Война превращалась в каждодневный и тяжкий ратный труд. В плакатах возникали образы людей, способных на тот героизм, который уже стал былью на поле боя. Отсюда монументальность, высокий эмоциональный настрой, столь свойственный многим плакатам. В трудные дни, когда враг стоял у ворот Москвы, когда Ленинград из последних сил защищался, скованный блокадой, плакаты превращались в открытые призывы: «Отстоим Москву!», «Все силы на защиту города Ленина!», «Отстоим Волгу-матушку!».
1943-1945 гг. принесли новые настроения, оптимизм и юмор, стали появляться герои, похожие на Василия Тёркина. Бодрый пафос плакатов, изображавших солдата-победителя в последние годы войны, легко отличить от образа солдата первого периода войны.
С1943 года советские войска двигались на Запад, освобождая города и сёла. Быстрота развития событий на фронтах Великой Отечественной войны вызывала оптимизм у художников. Уверенность в победе передавала улыбка на лицах бойцов, изображённых на плакатах многих художников, среди них плакат Леонида Голованова «Дойдём до Берлина!», в котором удалось создать самый запоминающийся образ воина.
Семьдесят один год минул со дня победы, много было создано с тех пор плакатов, среди них — немало прекрасных работ, острых, талантливых. Воплощая чаяния народа, выражая непреклонную решимость бороться против угрозы новой войны, художники-плакатисты ищут и находят самые разнообразные решения темы, призывая тем самым к сохранению мира, которые мы видим в плакате художника Виктора Шестакова «Помните! Каждый день мира оплачен двадцатью миллионами жизней советских людей», и в исполнении художниками Кукрыниксами плакат «Планета вся бурлит, возмущена. Народам нужен мир и не нужна война!».
Наталья ЯИЦКАЯ, старший научный сотрудник Белгородского государственного историко—краеведческого музея