Профессия
Зачем таможенному инспектору мяч и чем пахнут деньги
Прогресс не стоит на месте, появляются новые приборы и умные системы. Однако до сих пор ни одно человеческое изобретение не смогло превзойти собачий нос. Кинологи и их четвероногие напарники на этой неделе отметили профессиональный праздник.
Герои нашего материала -главный государственный таможенный инспектор кинологического отделения Белгородской таможни Андрей Хорошилов и заместитель начальника кинологического отделения Белгородской таможни Артём Миронов и их напарники: лабрадор Челси и овчарка Кэри — свой профессиональный праздник провели на рабочем месте. В белгородском аэропорту они встречали рейс из Туниса и туда же ещё один провожали. А белгородская таможня пригласила журналистов, чтобы мы могли послушать о работе ведомства в аэропорту и посмотреть в деле на их четвероногих сотрудников. Проверка при входе в аэропорт, сдача багажа, таможенный и паспортный контроль — эти процедуры стандартны и обязательны для всех вылетающих международными рейсами.
Ручная кладь проходит через ряд современных устройств: система радиационного контроля, лента энтероскопа. И уже после всего этого к работе приступают кинологи.
— В обязанности нашей службы входит предотвращение перемещения через таможенную границу страны наркотиков, сильнодействующих веществ, оружия, боеприпасов, валюты в крупном размере и любых предметов с индивидуальным запалом, — поясняет начальник кинологического отдела Игорь Скрынник.
В деле — бельгийская овчарка Кэри. Он служит на таможне совсем недавно — около полугода, однако уже считается уникальной собакой. Кэри единственный в ЦФО заточен на поиск денег. Как пояснили специалисты-кинологи, собаку можно научить искать совершенно любой запах. При этом деньги являются достаточно сложным объектом. Их запах химический, но не столь силён, чтобы собачий нос мог их легко обнаружить. Однако с учётом того, что размер недопустимых к вывозу сумм достаточно велик — к примеру, долларов из страны можно вывозить до десяти тысяч — этого бывает достаточно.
Кэри уже не раз приходилось находить деньги у пассажиров, однако их сумма допустимого лимита не превышала. В остальное время собака тренируется на баночках с химическими аналогами запаха денег. Говорят, что деньги не пахнут. Так вот, собаки так не считают. А специалисты отмечают, что пахнут деньги совершенно по-разному. Евро пахнет по-особенному, а вот рубли и доллары примерно одинаково.
У пассажиров рейса Белгород-Тунис валюты мы не обнаруживаем. Однако чтобы продемонстрировать способности своего напарника Артём Миронов предлагает положить баночку с долларовым запахом в сумку моей коллеге. Та кладёт, пропускает сумку через ленту энтероскопа, подносит к собачьему носу… Кэри ложится.
— Есть различные сигналы, которые собаки подают при обнаружении запрещённых предметов. Кто-то подаёт голос, кто-то царапает. Кэри укладывается. Мы не лаем, чтобы никого не испугать. Не царапаем, чтобы не испортить сумки, причём деньги могут везти в носках, в кармане, здесь должен быть минимум контакта с человеком, — поясняет Артём Миронов.
Пока журналисты общаются с овчаркой и её наставником, в стороне отдыхают Андрей Хорошилов и Челси. Собака радуется, виляет хвостом и охотно играет с предложенным ей мячиком. С первого взгляда и не скажешь, что эта собака — гроза наркодилеров!
Андрей Хорошилов из двадцати с лишним лет работы восемь посвятил кинологической службе. Челси его первая собака, щенком она попала в руки тогда ещё неопытного кинолога. Рука об лапу они прошли все шаги на пути к высокому профессионализму, который отмечен в том числе и на федеральном уровне. В копилке у этого профессионального дуэта множество наград кинологических турниров. Кроме того, на счету Челси десяток обнаружений наркотических средств.
— Не маловата она для лабрадора? — спрашиваю.
— По стандартам породы маловата. Но для нас важнее не экстерьер. Мы смотрим на характер, рабочие качества. Важно не то, как собака выглядит, а то, как она сдаст экзамен. Кроме того, в нашем случае маленький размер только помогает. Часто приходится проверять под сиденьями самолётов, поездов, и более крупным коллегам Челси такие досмотры даются труднее, — поясняет Андрей Николаевич.
Тренируют Челси также на химических аналогах запахов сильнодействующих средств. Опять же, чтобы показать собаку в деле, мне предлагают положить в сумку баночку. Не успеваю приблизиться к собаке, как она начинает с интересом втягивать носом воздух, ложится и радостно смотрит в глаза напарнику, мол, я нашла, хвали. Волшебным образом откуда-то из воздуха появляется мяч — любимая игрушка Челси.
— Андрей Николаевич, ведь восемь лет для собаки — солидный возраст.
— Да, возраст солидный, возможно скоро придётся и на пенсию.
— А куда собак девают после выхода на пенсию?
— Челси я себе заберу, здесь даже вариантов быть не может, мы как родные, — говорит кинолог.
Тем временем, нас приглашают на досмотр воздушного судна. При досмотре также используются современные приборы, но без собак — никуда. Кинологи с четвероногими напарниками осматривают самолёт снаружи, внимательно обходят салон. Самолёт чист. Можно лететь!
ЦИФРЫ
Только в этом году специалисты-кинологи таможни и их 22 четвероногих напарника 8218 раз участвовали в досмотрах, 261 раз привлекались для участия в оперативно-розыскных мероприятиях. С применением служебных собак было досмотрено 7615 легковых автомобилей, 258 грузовых автомобилей, 106 железнодорожных вагонов, около 90 000 единиц багажа ручной клади пассажиров и пешеходов. В результате проведенных мероприятий было выявлено 7 фактов незаконного перемещения наркотических средств, из незаконного оборота было изъято около 9,7 кг наркотиков.
Алина БОРИСЕНКО
ФОТО АВТОРА