Новые рубежи белгородского образования

Новые рубежи белгородского образования

О его важнейших направлениях рассказывает заместитель губернатора области

На днях завершился Петербургский международный экономический форум, где речь шла о развитии международного сотрудничества, системе контрактов, преодолении антироссийских санкций. Однако в выступлении Президента РФ В. В. Путина был сделан акцент на наиболее близкую для педагогического сообщества сферу — образование. «Это самое главное, на что мы должны обратить внимание в ближайшие годы», — подчеркнул он. Почему глава государства вновь призывает нас к ответу: чему учить наших детей и кто должен воспитывать творческих, активных ребят, обладающих незашоренным мышлением? Какие перспективы перед системой образования нашего региона открываются в связи с новыми ориентирами Президента? На эти вопросы отвечает заместитель губернатора Белгородской области Сергей Боженов.

— Сергей Андреевич, прежде чем говорить о новых «горизонтах», давайте подведём предварительные итоги уходящего учебного года. Чем порадовал, какими событиями запомнился? А какие проблемы предстоит решать ещё?

— В последние годы в сфере образования области произошли принципиальные изменения, которые коснулись всех его сторон — от форм собственности, механизмов и уровня финансирования до содержания образовательных технологий. Но обеспечение доступности и повышение качества, прежде всего, среднего образования, было и продолжает оставаться одной из приоритетных задач региональной политики, потому что в большой работе по-другому не бывает.

Мы много сделали и продолжаем делать для развития школьного образования, и губернатор Белгородской области в своём мартовском выступлении перед членами регионального Правительства сказал об этом. Укреплена материально-техническая база, внедрены информационно-коммуникационные технологии и интернет. В 2016 году до 10 июля в школы области будет передано 298 комплектов автомати-зированых рабочих мест (АРМ) для учителей. Создавая благоприятные условия для профессиональной реализации педагогов, мы, в конечном итоге, стремимся улучшить качество образования детей. Успешные учителя — залог будущего успеха нашего молодого поколения!

Сегодня каждая вторая школа располагает 3D-принтерами, пополнение ими школ будет продолжено. Создается универсальная безбарьерная среда для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Обновляется и пополняется парк школьных автобусов. Созданы центры для одарённых детей. В сферу образования потянулись молодые педагоги, за пять лет их количество составило 1127 человек.

Порадовали результатами ЕГЭ наши выпускники: 48 стобалльных работ по русскому языку! В прошлом году этот показатель был вдвое меньше. Достойные итоги продемонстрировали школьники по математике, литературе, географии, иностранным языкам.

Что касается «больных» вопросов. Серьёзной остаётся проблема второй смены. Наиболее остро ситуация складывается в Белгороде, здесь дефицит мест более пяти тысяч. В этом году мы совместно с городской администрацией начали строительство школы на 1000 мест в 11-м микрорайоне областного центра, которая станет только началом большой работы. А 1 сентября свои двери распахнёт школа № 24, которая примет 270 детей. Помимо Белгорода, новостройки и школы после капитального ремонта заработают в Шебекинском, Чернянском, Валуйском районах, в г. Алексеевке. Причём все эти объекты спроектированы с учётом современных требований к образовательному процессу и оснащены прекрасными спортивными залами и площадками для подвижных игр.

— В одном из выступлений вы сказали, что укрепление здоровья детей также является приоритетным направлением системы образования. Какие шаги предпринимаются?

— Лишний вес у детей сегодня становится проблемой, мы стараемся решать ее системно. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» является основой этой работы. Уделяем большое внимание укреплению здоровья школьников и популяризации здорового образа жизни, на это направлен проект «Здоровое поколение». В рамках проекта «Детский спорт», инициированного партией «Единая Россия», осуществляем ремонт спортивных залов в сельских общеобразовательных школах. В 2015 году отремонтированы спортзалы 33 учреждений области, а в 2016-ом — будут обновлены 32. Главное, что залы будут доступны для занятий физической культурой не только для школьников, но станут центром спортивного досуга и отдыха для всех жителей села.

— Когда три года назад принималась Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области до 2020 года, к негативным тенденциям относилось «отсутствие целостности образовательного процесса в школе». Удалось ли преодолеть «разрыв» между процессами обучения и воспитания?

— Действительно, трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодёжной среде, что впоследствии привело к снижению уровня воспитательной работы в школе, зачастую её замене культурно-досуговой деятельностью, смещению приоритетов в сторону учебной деятельности. Сформировать целостное образовательное пространство можно лишь при условии восстановления приоритета воспитания. Действенным механизмом, обеспечивающим становление гражданской идентичности, является кадетское образование, масштабы которого ширятся с каждым годом, развиваются военно-патриотические клубы, музеи. В школах области сегодня более 350 таких объединений, насчитывающих свыше семи тысяч ребят разного возраста. В 124 военно-патриотических клубах занимаются более семи тысяч подростков, работают 411 школьных музеев военно-патриотической, краеведческой и этнокультурной направленности.

— Поскольку речь зашла о проектах, ещё одна цитата Президента: «Начиная со школьного и дополнительного образования, мы создаем условия, чтобы дети во всех регионах страны могли реализовывать технические и научные проекты, с детства приучались к командной, творческой работе. Эти навыки необходимы современному специалисту практически в любой сфере». Мы ведь говорим о профессиональном самоопределении школьников?

— Когда мы ведём речь о возвращении высокого статуса инженерному образованию, о создании собственных инновационных парков, то это соответствует постановке вопроса по смещению вектора регионального рынка труда в сторону высоких технологий. Мы понимаем, что сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Поэтому в Белгородской области подготовка будущих инженеров, энергетиков, программистов ведётся уже в начальной школе. Для таких любознательных ребят работают кружки по робототехнике, основам информатики и физики. 10 школ нашей области (2 — в г. Старом Осколе и 8 — в г. Белгороде) входят в «Школьную лигу РОСНАНО». Одарённые юные физики и математики учатся в Шуховском лицее и Белгородском инженерном юношеском лицее-интернате. Эти ребята уже сделали свой профессиональный выбор. Методисты и педагоги трудятся над внедрением в Белгородской области Концепции развития математического образования. По сути, вся эта работа направлена на развитие современного образования, в первую очередь — естественнонаучного. Ну а получить высшее инженерно-техническое образование в любом вузе нашей страны, можно успешно сдав единый госэкзамен по одной из естественных наук: физике, химии, информатике или биологии.

Приведу несколько цифр. В 2012 году физику в качестве предмета по выбору сдавали 25,7% школьников. В 2016 году этот показатель увеличился до 29%. Такая же динамика наблюдается и по другим предметам (сравнение идёт с результатами 2012 года). Химия — было 9,2%, сегодня ?12,2%, информатика и ИКТ — от 6,5% к 9,4%, биология — от 18% до 25%. Всё больше одарённых детей занимаются научно-исследовательской работой. В Белгороде реализуются муниципальные проекты «Школа юного исследователя», «Внедрение интеллектуальных игр в муниципальную систему образования», «Проведение Летней школы «Наноград».

— Сергей Андреевич, педагогические коллективы и родительскую общественность волнует вопрос: перейдут ли школы области на пятидневный режим обучения?

— Подчеркну, что переход школ области на 5-дневный режим обучения осуществляется для сокращения физического и психического переутомления школьников. В 2016-2017 учебном году в режиме «пятидневки» будут обучаться более 80% учащихся, в завершившемся этот показатель не превышал 65%. Конечно, каждое образовательное учреждение этот вопрос решает самостоятельно. Вместе с тем, в Белгородском, Шебекинском, Прохоров-ском, Борисовском, Алексеевском районах принято решение, что почти все школы в новом учебном году будут заниматься по 5-дневной рабочей неделе.

— Великий позитивист Герберт Спенсер в своё время определил в качестве главной «цели образования не знания, а действия». Какие новые возможности для активных, творческих ребят открываются в нашей области?

— Новый для Белгородчины проект «Ворлдскиллс для школьников» ориентирован на более старших ребят. Он помогает подросткам определиться с выбором будущей профессии и способствует повышению престижа рабочих специальностей. Проект предполагает много интересных начинаний, в том числе и «промышленный туризм» — экскурсии на ведущие предприятия Белгородчины. Это направление, на мой взгляд, даёт реальную возможность проектировать индивидуальные образовательные траектории для каждого школьника. С другой стороны, мы решаем задачу по воспитанию и обучению социализированной личности, способной действовать сообразно ключевым компетенциям. Мы не испытываем иллюзий и понимаем всю сложность работы, которая требует значительных ресурсов и формирования принципиально новых подходов, к примеру, в организации учебного процесса.

Мы планируем создание первого в области детского технопарка, рассчитанного на детей в возрасте от 5 до 15 лет. Это позволит родителям обеспечить занятость своих детей.

На 2016 год определены еще три приоритетных направления развития системы образования. Проект «Интеллектуальное развитие» направлен на повышение эффективности и качества образования. Профессиональному росту учителя будет способствовать проект «Компетентный педагог», а объединить усилия социальных институтов в воспитании детей и подростков с учетом региональных особенностей позволит проект «Достойное воспитание».

И ещё один значимый проект, который тоже будет запущен в новом учебном году, — «Дни патриотизма». Его цель — привлечь максимальное количество школьников к участию в мероприятиях военно-патриотической тематики. Мы должны активизировать волонтёрское движение, чтобы в Дни воинской славы проводились мероприятия историографического характера. Ребята будут знакомиться с артефактами, документами, рассказывающими об освобождении белгородских городов и сёл.

В преддверии Дня российской молодежи, выпускных вечеров хочется обратиться к выпускникам. От всего сердца поздравляю вас и желаю выбрать правильный путь. Хочу поблагодарить ваших родителей, которые своими вниманием и заботой помогали вам все эти годы. Искреннее уважение — руководителям школ города Белгорода, всем педагогам за их труд и за высокие результаты этого труда.

Желаю вам удачи и успехов в реализации замыслов и планов на жизненном пути!

Беседовала Анна СНЕЖКО

Exit mobile version