Команда из самого КВНовского вуза

Увлечения

О прошлом и настоящем популярной молодёжной игры в Белгороде

С тех пор как Александр Масляков сказал в эфире «Первого канала» слово «Белгород», началась новая эра для белгородских КВНщиков и любителей этой игры. Два года мы неотрывно следили за игрой команды «Детективное агентство лунный свет», и вот в этом году ребята ушли из «вышки». Но мало кто знает, что и сейчас в большой КВН играют белгородцы. Сборная БГТУ имени Шухова покоряет Первую лигу.

Эта лига третья по старшинству после «вышки» и «премьерки», она является телевизионной, её транслируют на самарском канале «Губерния», и лучшие её участники получают путёвку на «Первый канал». Белгородская команда совсем недавно вышла в четвертьфинал Первой лиги, а мы поговорили с её участником Михаилом Спириным.

Признаться, пообщаться с Михаилом было непросто. Помимо того, что он сам готовится к очередному этапу игры, он продолжает заниматься своей основной работой — помогать КВНщикам БГТУ им. Шухова. А так как встречались мы перед первой 1/8 «БелОблСме-ха», в которой играли две команды «технолога», мой собеседник был нарасхват. Вычитать шутки для «биатлона», объяснить, с какой стороны сцены лучше выходить… Уединиться не получалось ни на минуту. Но, к счастью, беседа всё же состоялась.

— Миш, а твоя должность в «технологе» как-то называется? Вообще, как давно ты в КВНе?

— Я играл в КВН в «технологе» с 2003 года. Потом закончил университет, а играть не закончил, и пришлось поступить в аспирантуру. На тот момент КВН был очень популярен и собирал целые залы. Но так как Интернет был ещё не очень развит, некоторые команды пользовались, прямо скажем, не своим материалом: они попросту ездили по другим лигам, подворовывали шутки или одалживали их у друзей. Доходило до того, что команда показывала очень интересный и смешной материал, естественно, выигрывала, а потом через неделю показывали по телевизору игру, и там другая команда показывала то же самое, слово в слово. Очень обидно было проигрывать таким командам. Особенно когда ты месяц не спал и придумывал всё сам. Но тогда не было редактуры в «технологе», никто материал у команд не проверял, и, соответственно, апеллировать было не к кому. А потом я закончил играть в вузовский КВН, но ходить на него не закончил, и возмущаться несправедливостью тоже не закончил. И мой сосед по общежитию Ваня Попельнюк, которому приходилось всё выслушивать, однажды оборвал крик моей души, спросив, если я такой умный, почему я не редактирую другие команды? Его стараниями уже через несколько дней мне позвонили из Дворца культуры БГТУ и попросили помочь с редактурой. Вот тут я и оторвался! У некоторых от выступлений осталось несколько шуток. На все возмущения я просто показывал командам, где они взяли тот или иной номер, и вопросы отпадали.

С 2008 года я плотно занимаюсь КВН в «технологе». Курирую нашу внутреннюю лигу, воспитываю новые кадры. Короче, занимаюсь неблагодарной, но любимой работой!

А должность моя официально называется так: «руководитель кружка, любительского объединения, клуба по интересам».

— БГТУ, пожалуй, можно назвать самым КВНовским в Белгороде.

— Да, я бы назвал его таковым хотя бы потому, что у нас это хорошо организовано, ну и команды из «технолога» постоянно показывают высокий уровень и в Белгороде, и за пределами области.

— В каких лигах тебе лично удалось поиграть?

— Первая украинская, «Старт», Слобожанская (когда она ещё была в Харькове), это лиги, в которых мы с переменным успехом принимали участие. Ну и в прошлом году мы помогали ДАЛСам в «вышке». Я даже на сцену выходил несколько раз. Если все мои выходы собрать в одну кучу, получится приблизительно пятнадцать секунд эфирного времени. По расценкам «Первого канала» это очень дорого, между прочим! Кстати, именно там, за кулисами у ДАЛСов, мы познакомились с Дмитрием Гоголевым, с которым сейчас играем в Первой лиге.

— Расскажи об этом самом «мы». Кто входит в вашу команду?

— Ну предысторию я уже рассказал. С Дмитрием Сергеевичем мы познакомились в закулисье. Мы помогали ребятам кто чем: кто материалом, кто организаторской работой. Часто просто носили стулья: нам и это было в кайф, потому что мы оба просто больны КВНом. И стоя за сценой, глядя на выступления ребят, мы прикалывались, мол, это не так делают, и это. Надо бы подучить их, тряхнуть стариной. Так и родилась идея, собственно, тряхнуть. Как раз тогда в Белгород переехала Слобожанская лига. Мы решили, это судьба, и пошли в сезон. Основной частью состава были мы двое и Ярослав Кондрашов, который раньше участвовал в других составах «Технолога». Потом подтянулась девочка из Москвы. Такая вышла сборная БГТУ: два человека из «технолога», человек из Нижнего Новгорода и москвичка. Нам многие помогали, и белгородцы, и друзья Гоголева. И мы победили в «слобожанке». И прошли в Первую лигу.

— И как впечатления после одной восьмой?

— Когда я был в Высшей лиге, думал, там рубилово. Нет, основное рубилово происходит на Первой лиге! Потому что все команды, которые попали на «Первый канал», уже добились своего, и даже если вылетят в 1/8, их минута славы уже состоялась, поэтому играют они более расслабленно что ли. А здесь бой идёт за каждую десятую балла, и хотя атмосфера царит дружеская, ты чувствуешь это напряжение. Очень жёстко проходит редактура. У нас в 1 /8 за одну редактуру слетела большая часть текста и полностью сменился концепт команды. Редактор (а редактором был Дмитрий Колчин, капитан команды «СОК») сказал: «Вы коллектив, который желает играть в КВН, но вы не команда, вас не интересно смотреть, вам надо придумать концепцию». И вот мы за полтора часа полностью изменили всё, придумали новый концепт команды. По задумке, мы продвигаем высшее образование в массы, несём мысль, что только умный и образованный человек может обладать действительно хорошим чувством юмора и нести что-то светлое.

— Как часто такое происходит? Что такое редактура на сегодняшний день?

— Редактура сегодня — это то же, что и редактура вчера. Если выразиться высокопарно, это обработка того бесформенного самородка юмора, который приносит команда, до безупречного бриллианта юмора, который доходит до зрителя. И чем профессиональнее команда и редакторы, тем безупречнее получается финальный продукт. Ещё редакторы подсказывают местные тематики, когда команда играет не дома (ведь в том же Тольятти не сыграешь шутку про Белгород). Да и вообще редакторы выступают как первые, профессиональные зрители и пропускают через себя материал команд.

После редактур очень многое уходит. Но даже не из-за цензуры. А по многим другим причинам. Например, из-за пересечения тематик с другой командой, а так как КВН-игра актуала, то пересечения бывают очень часто. В таких случаях оставляется материал команде, у которой он показан более смешно. Или срезается материал, который не подходит в стиль команды. Или похожий материал был у других команд ранее. Или мысль команды может быть непонятна зрителю. Или просто банально не смешно!

— А правда, что большинству КВНщиков тексты пишут специально приглашённые авторы?

— На данный момент, к сожалению, без авторов никуда. По той простой причине, что сейчас очень много контента находится в свободном доступе. Из-за этого возникает большая конкуренция материала, многие темы обшучиваются и теряют актуальность. И поэтому, когда подготавливаешься к игре, очень сложно выдать много смешного и качественного материала за ограниченное время.

Поэтому и привлекаются сторонние авторы для того, чтобы команда успевала спать хотя бы по три часа. Но авторы — это же не какая-нибудь особая каста людей. Как правило, это тоже КВНщики.

Но надо признать, что КВН -это уже шоу-бизнес, в который вкладывается очень много труда и финансов для того, чтобы получить качественную картинку, которую будет приятно смотреть зрителям. Многим не нравится факт, что из студенческой игры КВН перерос в шоу-бизнес, но надо понимать, что в том формате, в котором эта игра зарождалась, современному зрителю она была бы неинтересна. Так что в том, что КВН сейчас не тот, виноват именно зритель!

Но вообще, команды, которые не могут себе писать, долго не живут в КВН.

Вот взять нашу ситуацию, когда в 1/8 слетел весь материал, а ребята, которые помогают нам писать, в этот момент были все заняты на своих проектах и не приехали. И нам пришлось работать самим. На нас были репетиции, реквизит, ещё и полностью надо было переписывать текст. Очень повезло, что у нас в команде все ребята опытные, мы справились.

— Вы заняли третье место, насколько мне известно.

— Мы за него и боролись! Мы понимали, что в таком спринтерском режиме (новый концепт за полтора часа, помните?) мы не сможем обойти команды, у которых всё было гладко.

Вот у сборной Армении, например, и куча реквизита, и авторов. Но у них и бюджет другой, их поддерживает президент Армении. Но, кстати, их мы обыграли. Причём обошли их в последнем конкурсе, музыкальном, чем ошарашили всех, особенно самих армян. Мол, как это так: их обошла совершенно непоющая команда! В общем, да, мы третьи. Но мы сделали свои выводы, у нас есть планы, как усилить команду, поэтому на 1/4 настрой самый серьёзный!

— То есть бюджет играет большую роль в том, как команда выступит?

— Ну, конечно, играет. Затрат очень много. Начиная от проживания (выезжать на игру приходится дней за десять) и заканчивая реквизитом. Много денег требует реализация картинки. В Первой лиге делают телевизионный продукт, который просматривают на «Первом канале» и решают, готова ли та или иная команда для показа по центральному телевидению. Поэтому мы очень благодарны всем, кто нам помогал на разных этапах. Своему вузу, который содействует всегда и во всём, Анатолию Антипову, Андрею Скочу, Геннадию Рыжкову. А ещё мы благодарны парням из ДАЛСа, которые проторили дорожку для белгородского КВНа на «Первый канал», и сейчас уже там по-другому относятся к белгородским КВНщикам, там знают, что в Белгороде есть ребята, которые несут юмор и могут что-то сделать. А мы, как те самые ребята, будем стараться прославлять Белгородскую область, чтобы по запросу Белгород первыми выскакивали новости не о стрельбе и ЧП в больницах, а о талантливой белгородской молодёжи.

Алина БОРИСЕНКО

Exit mobile version