Книголюбы узнали о развитии книжной иллюстрации
Кто не любил в детстве разглядывать картинки в книжках?! Увидев книгу из детства спустя много лет, мгновенно вспоминаешь, что и у тебя была такая! «Кому нужна книжка без картинок?» — удивлялась героиня Льюиса Кэрролла Алиса, а вслед за ней тысячи читателей — маленьких и взрослых.
Вот и очередное заседание в клубе «Тепло души» Белгородской универсальной научной библиотеки собрало тех, кто любит книгу не только как источник информации, но и как произведение искусства.
Древние раритеты
Книга не всегда имела тот вид, к которому мы привыкли. Она прошла долгий путь от первых текстов на папирусах, глиняных табличках и деревянных дощечках к современной бумаге. Основным материалом для письма бумага стала в XIII веке в Европе. Она позволила создать и новый тип книги — кодекс. Книга состояла из сложенных в тетрадь листов, сшитых вместе, вмещала больше информации и была удобна для письма и чтения. Возможно, вы видели толстые, тяжелые старинные книги с медными застежками. Их черный крупный шрифт с редкими вкраплениями красных строк, заставки с фантастическим растительным орнаментом, написанные затейливой вязью заглавия.
Одним из основных элементов художественного оформления книги является иллюстрация, которая сопровождает книгу с давних времен. История развития иллюстрации неотделима от развития книги. Известны рисунки к тексту «Книги мертвых» — египетского папирусного свитка 1400 года до нашей эры. Средневековые рукописные книги украшались великолепными миниатюрами, их выполняли лучшие художники. Такие издания уникальны и бесценны, ими гордятся национальные музеи и библиотеки. В Древней Руси уже в XI веке создавались иллюстрации к рукописным книгам («Остромирово евангелие», «Изборник Святослава»). Они были цветными, украшались золотом, исполнялись тонко. В десяти томах «Лицевого летописного свода» (иллюстрированной летописи) Ивана Грозного — свыше шестнадцати тысяч миниатюр, посвященных разнообразным событиям русской истории. По ним можно судить о людях того времени, их частной и общественной жизни.
Новые технологии
Изобретение книгопечатания в Европе относится к концу XIV- началу XV века. Печатали, прижимая бумагу к доске, на которой гравировался текст иллюстрации. Доски смазывались черной краской, поэтому иллюстрации были такими же черными, как и текст.
В середине XV века И.Гутенберг в Германии разрабатывает новый способ печатания — создает металлические наборные литеры (буквы), из которых набирались сначала слова, потом строки. В России Иван Федоров в 1564 году напечатал первую книгу «Апостол», самостоятельно разработав процесс книгопечатания.
С появлением новой технологии рисованные миниатюры вытесняются из книги гравюрами. Исполнение иллюстраций в резцовой гравюре и офорте открыло перед художниками новые возможности — передавать глубину пространства, эффекты света, фактуру. Такие иллюстрации печатались на отдельном листе и вклеивались в книгу. С распространением ксилографии и литографии значительно возрастают тиражи иллюстрированных книг, привлекается широкий круг рисовальщиков.
Фотомеханический способ репродуцирования дал возможность уже в XIX веке воспроизводить иллюстрации, выполненные в любой технике, будь то карандаш, перо, акварель, гуашь и даже масло. А сколько комбинированных техник изобретают художники, какие неожиданные материалы применяют, работая над иллюстрациями!
Произведения искусства
Большой вклад в создание художественной формы русской книги внесли художники объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, И.Я .Билибин и М. В. Добужинский, превратившие иллюстрацию и декоративное оформление книги в одну из ведущих областей русского изобразительного искусства. Среди лучших изданий начала века – «Казначейша» М.Ю. Лермонтова и «Свинопас» Х.К. Андерсена в оформлении Добужинского, «Медный всадник» А.С. Пушкина с иллюстрациями Бенуа и «Сказка о золотом петушке» с рисунками Билибина.
К числу лучших графических работ великого русского художника Б.М. Кустодиева относится оформление обложек книг «Дело Артамоновых» М. Горького и «После бала» Л.Н. Толстого. Кустодиеву-иллюстратору принадлежит и выдающаяся книга того времени — «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова.
Над созданием художественного облика книги работали также художники-футуристы, бросившие вызов эстетике «Мира искусства» — Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов, О.В. Розанова, К.С. Малевич и Н.И. Кульбин. Их книжная продукция издавалась, как правило, незначительным тиражом, малым форматом, в легких бумажных обложках и на дешевой бумаге.
Для лучших образцов русской и советской иллюстрации характерно стремление к передаче психологической стороны повествования, создание реалистических образов, над которыми работали в самой разной творческой манере такие художники книги, как В.А. Фаворский, Н.В. Кузьмин, Д.И. Митрохин, В.М. Конашевич, А.И. Кравченко, Н.И. Пискарев, Л.С. Хижинский, Т.А. Маврина, А.А. Дейнека, Л. М. Лисицкий, Н. Тырса, Кукрыниксы. Широко известны уже вошедший в советскую классику цикл иллюстраций Е.А. Кибрика к драме Пушкина «Борис Годунов» и иллюстрации В.В. Лебедева к книге С.Я. Маршака «Усатый-полосатый». Часть книг, проиллюстрированных выдающимися художниками, была представлена на оформленной к встрече в клубе выставке. А те, что не вошли в экспозицию, ждут своего читателя на библиотечных стеллажах.
Следующая встреча в клубе состоится 24 февраля и будет посвящена 80-летию со дня рождения кинорежиссёра, сценариста и актёра Эдмонда Кеосаяна.
Елена Карабанова
Фото автора
Материалы подготовили сотрудники Белгородской универсальной научной библиотеки