Жилищное законодательство совершенствуется

С Нового года в сферу ЖКХ вводится ряд новшеств
Городской медиахолдинг «Белгород-медиа» реализует проект о жилищно-коммунальном хозяйстве «Управдом».Его созданию телеканал «Белгород24» и еженедельник «Наш Белгород» обязаны своим зрителям и читателям.
Ведущая программы — Любовь Киреева, депутат Совета депутатов Белгорода, председатель Белгородской областной организации Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения — отвечает на злободневные вопросы, касающиеся сферы ЖКХ.
Телевизионную версию проекта «Управдом» смотрите на телеканале «Белгород 24» 1-й и 3-й вторники месяца, а также на специальной странице проекта belnovosti.ru.
Статус собственника квартиры постепенно превращается в нашей стране в понятие «хозяин». Год от года в законодательство вносятся изменения и поправки, которые стимулируют данный процесс. О новшествах в жилищно-коммунальной сфере, которые вступят в силу в 2016 году, мы побеседовали с координатором проекта «единороссов» «Управдом» Любовью Киреевой.
— Любовь Петровна, перечислите, пожалуйста, основополагающие правовые акты, которые регламентируют отношения между организациями ЖКХ и собственниками жилья.
— В первую очередь — это Жилищный кодекс РФ, а также федеральные законы, которые вносят в него те или иные изменения. Данный правовой документ устанавливает основные понятия и принципы жилищного права. Он прописывает механизмы, регулирующие принципиальные отношения в сфере ЖКХ.
Немаловажную роль играют также правила предоставления собственникам жилья и пользователям помещений коммунальных услуг, которые утверждены постановлением правительства (см. № 354 от 06.05.2011 г.). Затем следует упомянуть постановление федерального правительства, в котором оговаривается минимально допустимый перечень услуг и работ, которые необходимы для содержания общего имущества в многоквартирном доме в надлежащем состоянии (см. № 290 от 03.04.2013 г.). Нельзя не упомянуть и правительственное постановление, в котором прописаны правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также условия оплаты услуг ЖКХ, которые не соответствуют установленным нормам качества (см. № 491 от 13.09. 2006 г.).
Отношения в области капитального ремонта базируются на федеральном законе № 271-ФЗ от 25.12.2012 г. и региональном законе о создании системы финансирования целевой долгосрочной программы (см. № 173 от 3.01.2013 г.).
Для сферы коммунальных услуг большое значение имеет федеральный закон об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (см. 261-ФЗ от 23.11.2009 г.).
— Камнем преткновения в решении многих жилищно-коммунальных проблем является отсутствие у собственников жилья чувства солидарности. Принятие коллегиального решения предполагает проведение их общего собрания, что зачастую — задача трудновыполнимая. Предлагают ли законодатели выход из этой непростой ситуации?
— Изменения в федеральном законодательства предусматривают очно-заочную форму проведения общего собрания собственников жилья (см. № 176-ФЗ от 29.06.2015 г.). Она предполагает очное обсуждение вопросов повестки дня и голосование по ним, а также возможность последующей передачи в установленный срок и место собственником оформленного в письменной форме личного решения. Отмечу, что при этом опрос жильцов не допустим. Подобная форма не регламентирована жилищным законодательством. Общее собрание собственников помещений, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, было и по-прежнему остается главным органом управления общим имуществом в многоквартирном доме.
Поправки в законодательство в определенной степени расширили сферу компетенции совета многоквартирного дома. Например, отныне он вправе принимать решение о текущем ремонте общего имущества в многоэтажке. Между тем, первоначально за эти работы должны проголосовать на общем собрании большинство собственников помещений.
— Любовь Петровна, лимитируется ли в следующем году рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги? Кто вправе ограничивать их максимальные значения?
— Повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги сверх предельных (максимальных) индексов роста оплаты, которые утверждены главой региона, в муниципальных образованиях не допускается (см. Жилищный кодекс РФ, ст. 157.1). В отдельных случаях, которые предусмотрены российским законодательством, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований. Их величина устанавливается на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по региону.
Российским правительством утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на следующий год по всем субъектам РФ (см. распоряжение № 2182-р от 28.10.2015 г.). Для Белгородской области, в соответствии с данным правовым документом, этот показатель равен 3,9 процента.
Напомню, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений с учетом предложений управляющей организации. Он устанавливается на срок не менее одного года (см. Жилищный кодекс РФ, ст. 156, п.7).
— Произойдут ли со следующего месяца какие-либо изменения в оплате жилищно-коммунальных услуг?
— Во-первых, плата за коммунальные услуги, которые необходимы для содержания мест общего пользования, войдут в строчку «за содержание жилья» (см. № 176-ФЗ от 29.06.2015 г.). Поправки в законодательство устанавливают: плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя работы по управлению многоквартирным домом, эксплуатацию и текущий ремонт общего имущества, а также холодную и горячую воду, водоотведение, электрическую и тепловую энергии, потребленные при его содержании.
Во-вторых, с 1 января вступают в силу отдельные положения федерального закона об отходах производства и потребления (см. № 458-ФЗ от 29.12.2014 г.). В частности, вводится понятие «твердые коммунальные отходы». К таковым отнесены отходы, которые образуются в жилых и нежилых помещениях в процессе потребления физическими и юридическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе потребления. Различие между ТБО и ТКО в том, что не делается разграничение по месту образования мусора — жилое либо нежилое помещение. Вывоз ТКО переходит из разряда жилищной услуги, как это было ранее, в число коммунальных платежей. Его размер будет рассчитываться исходя из нормы накопления отходов.
— От собственников жилья можно услышать немало нареканий на правильность начислений за жилищно-коммунальные услуги. Предусмотрели ли законодатели в связи с этим меры воспитательного характера к сотрудникам сферы ЖКХ?
— Со следующего года устанавливается ответственность должностных лиц за неверное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги (см. № 176-ФЗ от 29.06.2015 г.). В связи с этим в Жилищный кодекс введена следующая правовая норма: «Лицо, виновное в нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем увеличение размера платы, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены правительством РФ, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем» (см. ЖК РФ, ст. 157, ч. 6). Кроме того, в случае установления органом государственного жилищного надзора факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества либо с перерывами сверх нормативной продолжительности, ответственное за это нарушение должностное лицо обязано уплатить потребителю штраф.
— В текущем году на различных уровнях активно обсуждался вопрос о необходимости повышения платежной дисциплины населения за коммунальные услуги. Какие нововведения призваны решить эту задачу?
— В Жилищный кодекс внесены изменения, усиливающие ответственность должника по коммунальным услугам (см. № 307-ФЗ от 03.11.2015 г.). С 1 января следующего года, в случае неоплаты какой-либо коммунальной услуги, пеня гражданам в первый месяц просрочки начисляться не будет, а с 31 по 90 день она составит аналогичную ныне действующей — 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ. Начиная с 91 дня и по момент фактической оплаты — пеня начисляется в размере 1/130 ставки рефинансирования Центробанка РФ от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Аналогичная правовая норма распространяется также на ТСЖ и ЖСК.
Для управляющих компаний, а также тепло-, водоснабжающих предприятий за неоплату энергоресурсов пени устанавливаются с 1 по 60 день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования, с 61 по 90 день — 1/170, а с 91 дня просрочки и позднее — в размере 1/130 ставки рефинансирования. Что касается всех остальных потребителей, то за неоплату энергоресурсов пени устанавливаются в размере 1/130 ставки рефинансирования с первого дня просрочки.
Следует напомнить, что законодательство предписывает гражданам и юридическим лицам установить приборы учета на все коммунальные ресурсы (см. № 261-ФЗ от 23.11. 2009 г.). Собственники помещений, которые пока не установили индивидуальные счетчики, оплачивают потребленные энергоресурсы исходя из норматива с учетом применения повышающего коэффициента. Упомянутый коэффициент с 1 января составит 1,4, с 1 июля по 31 декабря — 1,5, а затем — 1,6. Потребители, у которых отсутствует техническая возможность установить прибор учета потребляемого ресурса, освобождаются от оплаты услуги с применением повышающего коэффициента. Однако факт отсутствия технической возможности должен быть подтвержден соответствующим актом обследования (см. приказ Минрегионразвития РФ № 627 от 29 декабря 2011 г.).
Беседовал Павел Передерий

Exit mobile version