Что делать, чтобы наши дети ее не перешагнули?
К сожалению, информация о том, что очередной подросток в очередном городе свел счеты с жизнью, в последнее время в СМИ появляется с пугающей регулярностью. Каждый такой случай — горе для семьи, но их массовость — настоящая беда для общества. Вот и наш город эта беда не обошла стороной. Когда она случается, мы стараемся докопаться до истины, мотивации поступка, задаемся множеством вопросов: кто в ответе за поступки детей — родители, школа, общество? Как уберечь подростков, находящихся в так называемом пограничном состоянии, не дать детям шагнуть за опасную черту? И поскольку ответы на них лежат в психолого-педагогической плоскости, мы попросили ответить на них педагога-психолога, кандидата педагогических наук, доцента кафедры психологии НИУ «БелГУ», автора пособия «Остановите своего ребенка от рокового шага» Наталью КИЙ.
— Наталья Михайловна, почему подростки с такой легкостью совершают столь страшный акт? Что их на это толкает: определенные склонности характера, душевные переживания, стресс?
— Совершить, как Вы сказали, страшный акт, может любой подросток, специального типа суицидального характера не существует. И повод для его совершения с нашей, взрослой, точки зрения может быть пустяковым (ссора с другом, несданный экзамен, обида). Но этот повод может восприниматься ребенком как трагический и исключительный. Дело в том, что дети и подростки не обладают опытом страданий. Им кажется, что их ситуация единственная и неповторимая, а боль никогда не кончится.
И совершают попытку ухода из жизни они чаще всего не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы изменить ситуацию вокруг себя, сообщить всему миру о глубине своего отчаяния.
Дети и подростки в полной мере не осознают факта конечности смерти. Им кажется, что они смогут воспользоваться плодами своего поступка: увидеть, как раскаиваются в своей черствости родители, как страдает бывший возлюбленный, как наказывают несправедливых учителей.
— Что и кто может удержать ребенка от рокового шага?
— Не дать шагнуть ему за опасную черту должны, прежде всего, родители. Именно близкие люди обязаны позаботиться не только о всестороннем развитии личности, но и том, чтобы ребёнок чувствовал себя нужным, любимым. Не забывать, что родительский дом для ребенка — это модель мира. А еще о том, что у подростка есть свои ведущие потребности: в любви и принятии, в общении, в любимом занятии и другие, удовлетворение которых необходимо для сохранения его психологического здоровья. Если одна из потребностей не удовлетворяется, то негативные последствия для психики перекрываются удовлетворением другой потребности. Например, если не удовлетворяется потребность в любви и принятии матерью (мать пьет, жестоко относится к подростку, не заботится о нем), то эта потребность частично удовлетворяется эмоциональным общением с близким другом. Если же не удовлетворяются несколько потребностей одновременно, то возникает конфликт, который психологи называют дезадапта-ционным. Этот конфликт может привести ребенка к непоправимому шагу. Поэтому лучшей профилактикой эмоционального срыва будет удовлетворение главных потребностей ребенка.
— Потребностей у современных детей много, какие из них являются основными?
— В числе ведущих, или основных-любовь и принятие, пространство, друзья, традиции, пределы, взрослые, собственное хобби. Рассмотрим коротко каждую.
Ребенок должен быть уверен, что его любят в семье и принимают со всеми недостатками. Эта любовь дает ему силы и уверенность в себе.
Своя комната или огороженное пространство очень нужно каждому. На этой территории ребенок должен быть свободен в выборе интерьера, способа существования, даже ошибочном (граффити на обоях, беспорядок, ужасающие, на взгляд взрослых, плакаты и пр.).
Друзья облегчают выход подростку за пределы дома, дают психологический комфорт, надежность, сочувствие. Зачастую ребенок не может рассказать взрослым многое из того, что он может поведать понимающему сверстнику.
Традиции дают подростку корни и придают стабильность внутреннему миру. Традиции могут быть семейные, школьные, религиозные, этические и др. Поэтому создавайте в своей семье как можно больше семейных традиций (национальный обед, бабушкин день и пр.).
Пределы — это правила, которые обеспечивают основу и безопасность жизни подростка. Установите в своей семье четкие правила для детей. Подросток бунтует против них, но правила ему нужны. Размытые, нечеткие правила создают чувство внутреннего напряжения, беспокойства и тревоги.
Подросток общается с родителями, учителями, родственниками, но ему нужен еще хотя бы один понимающий посторонний взрослый, с кем бы он мог общаться, кто доступен для него, понятен, но вместе с тем старше по возрасту и опытнее. Это может быть сосед, дальний родственник, друг отца, тренер, руководитель кружка.
А хобби — это способ самовыражения и привлечение внимания сверстников.
Если занятие, которое выбрал ребенок, интересное и полезное для его развития, то можно быть спокойным за то, что он найдет свое достойное место в жизни.
— Читала, что перегруженность уроками, домашними заданиями, спортом, музыкой также могут привести к эмоциональному срыву и толкнуть к непоправимому шагу. Так ли это?
— Вопросы перегрузки детей также являются одним из факторов саморазрушающего поведения. Психологи называют стиль родительского воспитания, при котором от подростка требуют высоких достижений, ориентируют его исключительно на победу — гиперсо-циализацией. Без преувеличения можно сказать, что она погубила не одного ребенка, истощив его внутренние душевные и физические силы. Если родители видят, что ребенок проявляет признаки усталости, напряжения, депрессии — они должны дать возможность подростку отдохнуть. Начинать необходимо всегда с физической реабилитации: 1-3 дня пусть не ходит в школу, спит, ест любимую вкусную пищу. После этого постепенно включать его в учебную щадящую нагрузку. Может быть, оценки будут в четверти ниже ожидаемых, но ваш ребенок будет здоров и жив.
— Что, на Ваш взгляд, наиболее часто служит толчком к острым аффективным реакциям, таким, как суицид?
— У современных подростков низкий порог переносимости эмоционального напряжения, они «не держат удар», даже незначительные психотравмы могут вызвать эмоциональный срыв. У современных детей проблемы с набором ценностей. А ведь это ресурсы, «якоря», которые «держат» ребенка в жизни. Исследователи отмечают, что у подростков сегодня приоритетными являются две ведущие ценности: материальные (компьютер, различного рода гаджеты, одежда) и близкие люди (родители, члены семьи). Если что-то случается с одним из наборов: в семье нет денег на приобретение нового телефона, развод или болезнь члена семьи, то подростку просто не за что «зацепиться» в жизни — иных, духовных ценностей у него нет. Интимно-личностные ценности (дружба, любовь) значительно меньшее место занимают в жизни современных подростков.
К сожалению, семья в борьбе за материальное благополучие и выживание, все меньше выполняет свою основную функцию — психологической безопасности, поддержки друг друга, тесного эмоционального общения. Отчужденность приводит к погружению детей в виртуальный мир, который наряду с прекрасными возможностями саморазвития, познания, обучения предоставляет и крайне негативные и опасные для психики детей сайты. Некоторые из них несут в себе символику смерти, которая стирает границу между жизнью и смертью у подростка. Известный философ прошлого века написал: «Нельзя заглядывать в бездну, иначе бездна начинает заглядывать в тебя». Погружение в мистический, потусторонний мир, наполненный деструктивными символами саморазрушения, оказывает сильное эмоциональное воздействие на внушаемого подростка, особенно, если в анамнезе слабый тип центральной нервной системы, мозговые дисфункции и пр. Некоторые разработчики подобных сайтов используют даже психотехники скрытого гипноза, чтобы подчинить ребенка разрушительной злой воле. Конечно, это вопрос к властным структурам, которые должны закрывать эти сайты. Но дело техники открыть его снова и под другим названием.
— Какой же выход?
— Необходимо вести просветительскую работу с подростками. Но делать это должны исключительно специалисты, компетентные в вопросах деструктивных тоталитарных интернет-сообществ, иначе можно вызвать нездоровый интерес детей. А еще необходимо родителям проявлять постоянную бдительность: устанавливать специальные фильтры на компьютеры, вести контроль за просмотром сайтов. Обязательно создайте вашему ребенку ситуацию успеха в какой-либо деятельности (в отдельном учебном предмете, труде, спорте, освоении компьютерной графики, какого-либо трудового навыка, музыке и пр.). Успешный ребенок чувствует себя счастливым, это состояние эмоциональной стабильности укрепляет его личностные внутренние ресурсы и дает силы. Но главное, необходимо постоянно общаться с ребенком. Есть три самых действенных и простых педагогических приема: совместная деятельность с ребенком, совместный досуг и семейные традиции. Самая простая и доступная семейная традиция, которая исчезает из жизни современной семьи: семейные обеды (ужины), которые проходят в атмосфере доброжелательного интереса друг к другу, юмора, исключительно на позитивном эмоциональном фоне. Ресурс семьи окажется решающим при выборе: саморазрушительном или созидающим детскую личность.
Беседовала Елена ВОЛОДИНА
ФАКТЫ
За последнее десятилетие число суицидов среди молодежи выросло в 3 раза.
Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку ухода из жизни.
В 90% случаев родители не знают о попытках суицида, которые предпринимают их дети. Фактически 35-70% таких детей вообще никому не рассказывают об этом.