«Слушая „Кол-Нидрэ“ Эрденко, Толстой плакал…»

К юбилею великого музыканта
Четвертого декабря исполняется 130 лет со дня рождения скрипача-самородка, заслуженного артиста Российской Федерации Михаила Эрденко (1885-1940). Научная его биография до сих пор не написана, на этом пути сделаны лишь первые робкие шаги.
Интерес к личности М. Г. Эрденко возник давно и привел к собиранию и изучению редких документов о нем. Так, в моем личном собрании есть фото Эрденко 1912 года с его автографом, когда он работал в Киевском музыкальном училище, открытка, отправленная семьей Эрденко в Москву перед гастролями в Японии. А также программа концерта заслуженного деятеля искусств Михаила Эрденко в Ростове-на-Дону вместе с Диной Гольцер в марте 1938 года.
Загадки метрической записи
Как водится, наибольший интерес — к раннему детству и семье музыканта, к первым шагам его становления до революции. Ведь до сих пор во многих источниках и даже на надгробии указана официальная, но неверная дата его рождения — 1886 год. Приводят и различные варианты фамилии: Эрденко(в), Ярденко(в), Ерденко(в). Дореволюционная брошюра утверждает, что Эрденко родился в 1886 году в Старом Осколе, а отец его был музыкантом и «управлял оркестром местного Общественного Собрания». Было очень любопытно узнать, как же именно был записан мальчик в главном документе о крещении и имянаречении, когда именно и где это произошло. И на вопросы удалось найти ответ.
Метрическая запись сохранилась в государственном архиве Белгородской области. Но сделана она вовсе не там, где следовало бы искать ее по известным данным — не в с. Бараново Барановской волости, а действительно в Успенской церкви Старого Оскола. Под № 21 в списке родившихся мужского пола от 22 ноября 1885 года ст. ст. записан Михаил, его родители: «Барановской волости крестьянин Гавриил Васильев Ярденко, законная жена его Прасковья Иванова, оба православного вероисповедания», и восприемники: «крестьяне Марк Стефанов Емельянов, Елизавета Даниилова Шахова». Таинство же крещения совершили диакон Акиндил Белкин и псаломщик Василий Успенский. А на самой записи есть помета о том, что была предоставлена выписка по запросу научного сотрудника в г. Старый Оскол. К сожалению, метрическая дата рождения М. Г. Эрденко, совпадающая с датой на дипломе, оказывается, известна недостаточно. Вне круга скрипачей, преподавателей и теоретиков скрипичного искусства, любителей цыганской музыки имя Эрденко начинает забываться, особенно после смерти в 2002 году его единственной дочери Инны Михайловны. Она всегда бережно поддерживала память об отце, все юбилейные мероприятия в Старом Осколе и Белгороде, конкурс скрипачей им. М. Г. Эрденко.
Выступать Миша начал с пяти лет. С 1892 года он жил в Москве, в семье Анны Лауб, вдовы профессора консерватории. Обучал Михаила профессор И. В. Гржимали, женатый на дочери Лауба. В 1904 году Михаил Эрденко получил диплом Императорского русского музыкального общества Московского отделения и консерватории: «Совет Консерватории сим свидетельствует, что крестьянин Курской губернии Старооскольского уезда Знаменской волости села Баранова Михаил Гаврилович Ерденков… окончил в Московской консерватории… полный курс музыкального образования. …Советом Консерватории удостоен звания свободного художника и утвержден в оном… Во внимание к особым музыкальным дарованиям и отличным успехам он награжден малою золотою медалью…».
«Профессор Киевской консерватории»
В поисках новой информации мы обратились в государственный архив Киева, где хранятся документы музыкального училища Киевского отделения Императорского русского музыкального общества. Здесь Михаил Гаврилович был старшим ординарным преподавателем с августа 1910-го по 1916 год, сохранились контракты с ним и его женой, пианисткой Евгенией Иосифовной Гордзялковской-Эрденко. Она была дочерью поляка Гордзялковского, сосланного в Самарскую губернию за участие в восстании Т. Костюшко, окончила Московскую консерваторию по классу К. Н. Игумнова. В Самаре Эрденко проработал год. Михаил Гаврилович много сил приложил к реформе и Киевского музыкального училища. Здесь, в Киеве, были изданы ноты еврейской молитвы «Кол Нидрэй» в обработке Эрденко, которую до недавнего времени называли просто «еврейской мелодией». Еще несколько лет назад коллекционеры разыскивали эти редкие ноты, и экземпляр издания был найден! А вот что писала брошюра «Михаил Эрденко — знаменитый скрипач-виртуоз, лауреат императорской консерватории» в 1911 году: «…Эрденко, посетивши синагогу, имел возможность услышать Кол-Нидрэ в исполнении известного еврейского кантора г. К. …Скорбь молящихся, безысходная тоска и отчаяние, звучащие в каждой нотке покаянной молитвы, произвели на г. Эрденко неотразимое впечатление… Он записал слышанное, расширив его и аранжировав для скрипки. Обладая громадным талантом и необыкновенной глубиной чувства, г. Эрденко является единственным исполнителем „Кол-Нидрэ“ на скрипке в оригинале».
В 1915 году с Киевской консерваторией Эрденко выехал в Ростов-на-Дону, затем работал на Кубани. Но если его деятельность в поддержку русских революций и советского строительства известна достаточно хорошо, то выступления в поддержку деникинцев, как в 1918 году в Харькове, где в пользу госпиталя генерала Шкуро в Харьковской общественной библиотеке состоялся концерт «известного в Киеве цыганского скрипача, профессора Киевской консерватории», еще должны быть изучены.
Перед отъездом в Японию и Китай
Тем не менее, несколько лет спустя, уже в 1927-1928 годах, Эрденко с женой стали одними из первых советских артистов, кто совершил длительные гастрольные турне по странам Европы и Азии, в том числе — в Японии и Китае. Можно предположить, что эти поездки были связаны с 20-летием творческой деятельности Михаила Гавриловича и служили продолжением юбилейных концертов. В нашем собрании есть открытка «Владивосток. Вид с гавани» (издание Николая Иванова в Нью-Йорке, США, 1922 год, № 20). Отправлена она 2-го, в Москве — 16 мая 1927 года по штемпелям. Адресована «гр. Балясниковым, ул. Садово-Самотечная, д. № 7, кв.56»: «Дорогие друзья! Шлем последний привет с Русского берега. Уезжаем на „Kagi-Maru“ (пароход — авт.) в Японию. Всем всего хорошего. Крепко целуем. Любящее „trio“ Эрденко». Важно, что в Японии Эрденко записал ряд пластинок.
Рождение в Старооскольском уезде, яркая внешность, артистизм, игра на скрипке, успех в странах Азии — все это невольно роднит Михаила Эрденко с его младшим земляком — писателем-символистом Василием Ерошенко, 125-летие которого отмечали в начале этого года.
Москва, Новодевичье. Семейный некрополь
Во время работы над статьей очень хотелось найти могилу скрипача, тем более что было известно, на каком кладбище похоронены он сам и его родные. На скромном памятнике выбиты имена большой семьи. Здесь сам Михаил Гаврилович, профессор, скрипач, заслуженный деятель искусств РСФСР — умер 21 января 1940 года, его жена Е. И. Эрденко (1880-1953), сестры Юлия, Анастасия, Антонина: Ю. Г. Кудрявцева-Эрденко (1889-1942), А. Г. Куренкова-Эрденко (1884-1956), А. Г. Алейникова-Эрденко (1887-1964), племянница Л. С. Кудрявцева (1919-1966), дочь Инна Михайловна (1914-2002).
С помощью коллег удалось не только найти захоронение (уч. 2, ряд 23, место 19), но и упорядочить могилу перед юбилеем артиста.
Записи Михаила Эрденко можно услышать в Интернете. Игра выдающегося мастера скрипки не утратила своего очарования даже спустя столетие.
Юлия Патлань
(Благодарю за помощь Ладу Анцибор, Александра Лимарова, Василия Обидченко)

Exit mobile version