В «Родине» экспонируются куклы ручной работы и картины художника-самоучки
— На самом деле я не умею рисовать. Задай мне что-то конкретное изобразить — я не смогу. И я компенсирую это цветом, — улыбается Анаит Айрапетова.
Её работы — это картины-чувства, картины эмоции, один большой внутренний взрыв, выплеснутый на холст.
Неслучайный зов творчества
Когда Анаит начала рисовать, ей было уже за пятьдесят. Почему взялась за кисть? Говорит, проснулась какая-то внутренняя потребность. Часы ночной бессонницы она стала занимать творчеством. Таскала у внуков альбомные листы, рисовала даже на оборотных сторонах грамот — в семье и сейчас хранятся эти работы.
Среди представленных в «Родине» картин лишь одна старая, из семидесятых годов. Её Анаит написала, когда поступала в Ленинградскую академию художеств. На последний вступительный экзамен она не пошла, отказалась от идеи стать художницей в пользу факультета иностранных языков, изучала французский. После окончания университета работала чертёжницей на заводе в конструкторском бюро.
Однако зов творчества в Анаит Айрапетовой проснулся неслучайно. Её отец — известный художник. С детства она наблюдала за тем, как папа работал. А в 2005 году состоялась их с отцом совместная выставка в Белгородском художественном музее. Выставка называлась «И близкие, и разные», и её название идеально подходило к описанию творчества двух родных людей.
— Наше творчество с отцом совершенно непохоже. Его картины нежные, пастельные, мои — яркие, эмоциональные. Посмотрев на них, вы сразу поймёте, какой человек он, а какая я, — говорит Анаит.
Художница признаётся, что эталона в искусстве для неё нет. Она никогда не пыталась быть на кого-то похожей, не придерживается конкретного стиля, в том числе и потому что не очень в стилях разбирается. А вдохновляется тем, что окружает: родными людьми, окружающими предметами, своими пристрастиями и интересами. Если вглядеться в буйство красок, можно познакомиться с Анаит. Узнать о её эмоциональном нраве, о любви к азартным играм, к космосу, к цветам…
Такие разные куклы
С выставкой Анаит Айрапетовой соседствует ещё одна: это работы членов организации «Мастера Белогорья». Уже по традиции накануне новогодних праздников мастерицы представляют в «Родине» своих кукол.
И пусть выставка не так разнообразна, нежели в предыдущие годы, она осталась такой же насыщенной и интересной. Есть здесь и народные куклы в исполнении Нины Полуэктовой, и роскошные барышни Елены Титовой, и разодетые боярыни Ольги Авдеевой.
Но особенно выделяется витрина с работами Марины Богатырёвой. Любители рукотворных украшений знают Марину Дмитриевну как искусную мастерицу по бисеру. А куклами она увлеклась всего год назад с подачи дочери (кстати, её работы на выставке тоже присутствуют). Хотя по куклам невозможно узнать о неопытности их создательницы. Очень искусно у мастерицы вышла и присевшая на шезлонг дачница, и облачённая в пышное розовое платье Элиза. А особенно интересно выглядит композиция «Семья». Это будто застывшая сцена из доброго уютного спектакля: дедуля, изучающий свежий выпуск журнала «Дачник», бабушка, которую отвлекает от вязания играющийся с клубочком кот, мама, слушающая фрагменты домашнего концерта, организованного папой и старшим сыном, и златовласая девчушка с игрушкой клоуна.
Каждую деталь этой композиции Марина Дмитриевна делала вручную. Говорит, чтобы изготовить одну куклу нужно потратить около месяца.
Целью этих двух выставок было показать в такую непривычно пасмурную зиму все краски нашей жизни. Чтобы стало легче на душе, чтобы появилось новогоднее настроение, — говорит председатель БРОО «Мастера Белогорья» Виктория Багдасарова.
И картины, и куклы будут экспонироваться в выставочном зале «Родина» до 17 января.
Алина Александрова
Фото автора