Человек-эпоха в истории театра

О жизни и творчестве режиссёра Бориса Равенских
Фонды Пушкинской библиотеки-музея пополнились новыми материалами о нашем земляке, чье имя оказалось в числе забытых имён Белгородчины незаслуженно. Борис Иванович Равенских (1912-1980) внёс неоценимый вклад в историю отечественного театрального искусства.
Режиссёр, народный артист СССР, дважды лауреат Государственных премий, профессор, в 1960-1970 годы — главный режиссёр Московского драматического театра им. А. С. Пушкина, с 1970 по 1976 годы — главный режиссёр Малого театра. Воскрешение его имени в творческих кругах Белгорода началось благодаря директору Белгородского отделения Российского фонда культуры Раисе Фирсовой. Читая книгу московского театрального критика Анны Кузнецовой «В компании с…», Раиса Сергеевна нашла упоминание о том, что советский режиссёр Борис Иванович Равенских — «скромный крестьянский паренёк из-под Белгорода». Эти строки стали для Р. Фирсовой толчком к изучению жизни и деятельности нашего выдающегося земляка. Она вступила в переписку с дочерью Бориса Ивановича, заслуженной артисткой Московского академического драматического театра им. Маяковского Александрой Борисовной Равенских. Память об отце — самое главное, что есть у дочерей Бориса Ивановича — Галины и Александры.
Александра Борисовна делилась с Раисой Сергеевной материалами из семейного архива о жизни и творчестве отца. Свою историю знакомства с семьёй Равенских Р. Фирсова рассказала на встрече, посвящённой творчеству Бориса Равенских в Пушкинской библиотеке-музее.
Особая склонность к театру
Борис Иванович родился в 1912 году в Петербурге. Во время гражданской войны его отец, Иван Васильевич Равенских, увёз пятилетнего сына из голодного города на свою малую родину, в деревню под Курск. Сейчас это деревня Юшково Губкинского района Белгородской области. Юность Бориса Ивановича тесно связана со Старым Осколом, так как здесь находилась ближайшая средняя школа. 14 июня 1929 года ему было выдано удостоверение за № 197 об окончании Старооскольской школы II ступени, где особо выделено и пёрышком подчёркнуто, что он был «председателем бюро драматического кружка», и «за время пребывания в школе обнаружил особую склонность к драматическому искусству». Бывшая школа II ступени была преобразована в вечернюю сменную школу. Сегодня она является памятником истории.
В конце двадцатых годов Борис Иванович возвратился в Ленинград, чтобы стать профессиональным актёром. Но в театральный институт его не приняли, сославшись на недостаточное образование. И тогда он пошёл в театр рабочей молодёжи — ленинградский ТРАМ. Здесь он сделал первые шаги в режиссуре, а спустя два года поступил на режиссёрский факультет театрального института. Увлечённо работал над новеллами Проспера Мериме, репетируя «Женщину-дьявола» и «Кармен». Фрагменты «Кармен» Равенских были показаны на экзамене по режиссуре, который посетил Всеволод Мейерхольд. Он предложил Борису Ивановичу поехать с ним в Москву. Так Равенских стал любимым учеником знаменитого режиссёра.
В 1938 году, незадолго до своего ареста, Мейерхольд позвонил К. С. Станиславскому и передал судьбу Равенских в руки основателя Художественного театра. Когда имя Мейерхольда было вычеркнуто из жизни, а людей, которые его окружали, стали вызывать на Лубянку, артист Эраст Гарин увёз Бориса Ивановича из столицы и спрятал в подмосковных лесах в сторожке знакомого лесника. Они скитались по лесам, по чужим дачам, чтобы не подписывать донос, не предать учителя Всеволода Мейерхольда.
Большой художник
Вернувшись в Москву, Борис Иванович поступает в оперную студию при Московском художественном театре. Первым режиссёрским триумфом Б. И. Равенских стала постановка пьесы Л. Н. Толстого «Власть тьмы» в Малом театре. Она с большим успехом шла по всей Европе.
Его постановка «Свадьбы с приданым» стала одним из первых советских театральных мюзиклов. Именно с Б. И. Равенских начался этот самый популярный в современном театре жанр. Нередко «Свадьбу с приданым» можно увидеть на телеэкранах. Песни из этого мюзикла знает почти каждый.
Становление личности выдающегося «русского из русских» режиссёров, связано с городом юности — Старым Осколом. Б. И. Равенских, выросший на белгородской земле, впитал многие особенности культуры и быта нашего региона. Он обожествлял страстность русского характера, русскую природу, русское небо. Для режиссёра Равенских традиции национального театра — это великая русская культура. Ей принадлежат его лучшие спектакли — «Свадьба с приданым», «Власть тьмы», «Русские люди», «Царь Фёдор Иоаннович», «Метель». В своём последнем спектакле «Возвращение на круги своя» впервые в истории русского театра Равенских вывел на сцену живого Толстого. Он доверил эту великую роль Игорю Ильинскому.
Память
В последние годы жизни Борис Иванович преподавал в ГИТИСе, и его очень любили студенты. В день своей смерти он поздравлял учеников с открытием в Москве нового молодого театра — театра Бориса Равенских. Но работе этого театра, к сожалению, так и не суждено было состояться.
К 100-летию со дня рождения Б. И. Равенских издана книга «Режиссёр Борис Равенских». В первой главе вместо биографии впервые публикуется литературный сценарий фильма. Не вошедшие в фильм интервью и воспоминания современников режиссёра, которые Александра Борисовна собирала много лет, впервые полностью представлены во второй главе книги. Эта книга создаёт яркий портрет режиссёра и человека. Несколько экземпляров книги и диск с фильмом «Драматическая песня» его дочь передала Р. Фирсовой, чтобы с жизнью и творчеством отца могли познакомиться и белгородцы. Раиса Сергеевна в свою очередь преподнесла эти дары Губкинскому краеведческому музею (ведь именно в Губкинском районе прошли детские годы Б. И. Равенских) и Пушкинской библиотеке-музею.
В настоящее время в Белгородском драматическом театре им. М. С. Щепкина работают два ученика Б. Равенских. Это заслуженный деятель искусств РФ, режиссёр Московского театра им. В. Маяковского Юрий Иоффе и народный артист России Валерий Белякович. Каждый из этих замечательных режиссёров поставил в нашем театре по четыре спектакля.
Будучи много лет главным режиссёром Пушкинского и Малого театров, Борис Иванович Равенских внёс значительный вклад в развитие театрального искусства нашей страны. Вопрос увековечения памяти Б. И. Равенских поддержан участниками областных краеведческих чтений.
Ольга Коровина, научный сотрудник Пушкинской библиотеки-музея
Фото из архива библиотеки

Exit mobile version