Warning: Attempt to read property "child" on null in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 45
Городской медиахолдинг «Белгород-медиа» реализует проект о жилищно-коммунальном хозяйстве «Управдом». Его созданию телеканал «Белгород 24» и еженедельник «Наш Белгород» обязаны своим зрителям и читателям.
Ведущая программы — Любовь Киреева, депутат Совета депутатов Белгорода, председатель Белгородской областной организации Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения — отвечает на злободневные вопросы, касающиеся сферы ЖКХ.
Телевизионную версию проекта «Управдом» смотрите на телеканале «Белгород 24» 1-й и 3-й вторники месяца, а также на специальной странице проекта belnovosti.ru.
Закон сохранения энергии в жилищно-коммунальной сфере работает только при установленных приборах учета. Вращающиеся на счетчиках стрелки наглядно демонстрируют жильцам, как из семейного бюджета неумолимо утекают деньги. Данное зрелище невольно наталкивает на мысль о целесообразности энергосбережения.
Приборы учета энергоресурсов подразделяются на общедомовые, определяющие объем потребления коммунальных благ во всей многоэтажке, и индивидуальные, которые учитывают расход в масштабах лишь одной квартиры. О коллективных счетчиках рассказано немало. Это связано с большим вниманием к проблемам ОДН. Значительно реже упоминаются индивидуальные счетчики. Мы решили восполнить этот досадный пробел и обратились за разъяснениями к координатору программы «единороссов» «Управдом» Любови Киреевой.
— Любовь Петровна, на какие коммунальные услуги требуется в обязательном порядке установить индивидуальные счетчики потребления?
— На собственников помещений в многоквартирных домах, в соответствии с нормами федерального законодательства (см. № 261-ФЗ от 23.11.2009 г.), возложена обязанность по установке приборов учета энергоресурсов -воды, электрической энергии и газоснабжения. В законе конкретно прописано: производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Отмечу, что в настоящее время все вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны в обязательном порядке оснащаться индивидуальными приборами учёта энергоресурсов в квартирах, в том числе и теплосчётчиками.
Как показывает практика, потребители, которые установили приборы учета на потребляемые ресурсы, существенно экономят денежные средства.
— Какие меры воздействия предусмотрены в отношении собственников жилья, которые отказываются установить индивидуальные приборы учета?
— В федеральном законе, который предписывает это сделать (см. № 261-ФЗ от 23.11.2009 г.), какие-либо санкции к лицам, не установившим в определенный срок счетчики расхода энергоресурсов, не предусмотрены. Такие граждане будут и далее оплачивать коммунальные услуги по принятым государством нормативам потребления. Однако их расходы каждые полгода быстро растут. Дело в том, что с целью стимулирования установки приборов учета с 1 января сего года применяются поэтапно повышаемые коэффициенты платы за коммунальные услуги (см. постановления правительства РФ № 344 от 16.04.2013 г. и № 1380 от 17.12.2014 г.).
Так, с 1 июля по 31 декабря текущего года нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению и электроснабжению определяются с учетом повышающего коэффициента 1,2. С Нового года и по 30 июня 2016 года он составит уже 1,4, с 1 июля по 31 декабря 2016 года-1,5, а с 2017 года-1,6.
При этом в упомянутом правовом акте отмечено, что полученные таким образом дополнительные финансовые средства исполнитель коммунальной услуги обязан направлять сугубо на решение задач энергосбережения.
— По чьей инициативе и за чей счет производится установка приборов учета коммунальных услуг в жилом помещении?
— Решение об установке индивидуального счетчика на тот или иной вид энергоресурса принимает собственник квартиры (комнаты). Он вправе выбрать марку прибора и организацию, которая его установит. Главное, чтобы купленный счетчик соответствовал указанным государством техническим требованиям. Поскольку данный прибор не входит в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, а относится к внутриквартирному инженерному оборудованию, его установка, ремонт и замена производятся за счет собственных средств собственника квартиры. В случае, если гражданин является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, то установкой счетчиков должен заниматься муниципалитет.
После установки прибора учета его надлежит опломбировать. Делается это для предотвращения постороннего вмешательства в работу прибора с целью уменьшить показания. Следует учесть, что показания неопломбированного счетчика при расчете стоимости коммунальных услуг не учитываются.
Опломбирование прибора учета производит сотрудник компании-поставщика коммунальной услуги. Он не вправе при установке счетчика требовать с заказчика деньги за установку пломбы, даже если прибор установили работники другой организации. А вот если пломба нарушена, то повторно установить ее возможно только при условии оплаты. К слову, все соответствующие ГОСТ приборы учета поверяются на заводе-изготовителе, а потому нет необходимости в их дополнительной поверке и оплате за эту услугу.
— Любовь Петровна, расскажите, пожалуйста, о правилах поверки приборов учета.
— Все приборы учета должны регулярно проходить поверку показаний. Поверка счетчика — это определение погрешности измерения, допускаемой при учете расхода энергоресурса, а также заключение о пригодности (непригодности) устройства для дальнейшего использования.
Интервал между поверками указывается в техническом паспорте прибора. В зависимости от его марки период варьируется в диапазоне от 3 до 10 лет. Процедура поверки — дело довольно хлопотное. Сначала необходимо сообщить исполнителю коммунальной услуги о предстоящей процедуре, а затем обратиться к услугам лицензированной организации. Прибор, как правило, демонтируется и доставляется в организацию, которая проводит его освидетельствование. В случае, если счетчик не прошел поверку, его необходимо заменить. Если все хорошо, то после поверки его предстоит самостоятельно или же с привлечением специалиста установить на исходное место, после чего опломбировать.
Следует помнить, что срок поверки исчисляется от даты его производства, а не с начала пуска его в эксплуатацию.
Срок службы подавляющего большинства приборов учета позволяет выдержать несколько поверок. Вместе с тем, замена счетчика иной раз оказывается для владельца выгоднее, поскольку влечет меньше забот.
Пока прибор учета проходит поверку, расчет за соответствующую коммунальную услугу может производиться исходя из средних показаний. Однако этот период не должен превышать трех месяцев. Затем поставщик начинает начислять стоимость коммунальной услуги по действующему нормативу.
Если потребитель пропустил срок поверки, то ему об этом, как правило, напоминает поставщик коммунальной услуги. В противном случае, через какое-то время собственник жилья будет обязан оплатить разницу между показателями счетчика, которые уже недействительны, и нормативом.
— Как правильно снимать показания приборов учета? Обязан ли собственник жилья впускать в квартиру представителей коммунальных служб для сверки данных счетчиков?
— Оплата по показаниям счетчика начинается с первого числа месяца, следующего за его подключением. У потребителя есть право, но не обязанность, ежемесячно снимать показания и передавать их исполнителю не позднее даты, указанной в договоре. Если собственник жилья пренебрегает этим правом, то плата начисляется исполнителем исходя из среднемесячных цифр, что далеко не всегда выгодно потребителю.
Раз в полгода исполнитель вправе проверять состояние счетчика, целостность пломбы, а также проконтролировать достоверность переданных потребителем сведений о показаниях прибора. Данная норма значится в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах (см. постановление правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г., ч. 34). Время поверки исполнитель должен согласовать с владельцем жилья. В случае, если потребитель дважды отказался впустить в свою квартиру представителей компании-поставщика коммунальной услуги, об этом составляется соответствующий акт. В итоге первые три месяца платежи начисляются по средним показаниям счетчика, а затем — по нормативам.
Подобное поведение собственника жилья невольно вызывает у исполнителя подозрения. В случае, если выяснится, что потребитель пытался схитрить и занижал показания прибора учета, его ждут немалые финансовые расходы. Во-первых, исполнитель вправе насчитать доплату за последние полгода исходя из максимальной пропускной способности труб или максимальной мощности подключенных в квартире бытовых приборов. Во-вторых, если в действиях собственника жилья будет установлен и доказан состав правонарушения, его привлекут к административной ответственности за самовольное (безучетное) использование газа, электрической либо тепловой энергии. За такой проступок на граждан, в соответствии со статьей 7.19 КоАП РФ, налагается штраф в размере от трех до четырех тысяч рублей.
— Любовь Петровна, что делать в случае поломки прибора учета?
— Собственник жилья при обнаружении неисправности индивидуального счетчика должен предпринять меры по его замене. Для этого следует обратиться в организацию, которая устанавливала прибор учета, или же пригласить представителя поставщика данной коммунальной услуги. В период ремонта (замены) счетчика плата за данную услугу, согласно нормам постановления правительства (см. РФ № 354 от 06.05.2011 г., п. 59), взимается исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления в течение трех расчетных периодов подряд.
Беседовал Павел ПЕРЕДЕРИЙ
Фото Бориса Ечина