Как не оказаться в списке одураченных
Наверное, трудно найти в нашем городе женщину, которая не получала бы заманчивое приглашение прийти в салон красоты, чтобы пройти бесплатную косметическую процедуру.
Мне как-то довелось встретиться с одной из клиенток, ощутивших на себе всю прелесть вкуса бесплатного сыра в мышеловке. После омолаживающих масок и кремов у дамы остались не только приятные впечатления, но и кредитный договор на сумму в несколько десятков тысяч рублей. В отдел защиты прав потребителей администрации города и управление Роспотребнадзора по Белгородской области все чаще стали поступать жалобы на нарушение прав потребителей при продаже парфюмерно-косметической продукции. Многие женщины хотели расторгнуть договоры купли-продажи дорогостоящей косметики, по их мнению, приобретенной в кредит под влиянием психологического воздействия.
Специалисты не раз предупреждали жительниц города о том, что вернуть свои кровные крайне сложно. Во-первых, потому, что, прежде чем платить за товар или заключать кредитный договор, покупателю надо поинтересоваться свойствами, условиями применения косметики и, естественно, ценой.
Во-вторых, потому, что парфюмерно-косметические товары не подлежат возврату, так как входят в Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар (утвержден постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55). И если косметика вам не подошла или оказалась ненужной, продавец вправе отказать в возврате денег.
Есть ли выход из этой непростой ситуации? Есть.
По рекомендации Роспотребнадзора отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за парфюмерно-косметический товар денежной суммы потребитель вправе, если ему не предоставлена возможность незамедлительно при заключении договора получить информацию о товаре, либо в случае продажи товара ненадлежащего качества. (Это должно подтвердить заключение эксперта).
Споры материального характера разрешает суд.
И такая судебная практика уже есть. Одна из жительниц нашего города сумела доказать, что ей не дали возможности ознакомиться с содержимым волшебного чемоданчика, составом входящих в него косметических средств и сертификатом соответствия продукции, не предоставили и достоверной информации о цене товара. Более того, она доказала, что проданный ей глубоко очищающий скраб — токсичен.
Суд обязал ответчика выплатить деньги за приобретенный товар (42366,51 рубля), неустойку (12286 рублей), компенсацию морального вреда (5000 рублей) и штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя (29826 рублей).
Другая жертва рекламной акции, которой косметика для ухода за волосами обошлась без малого в 90 тысяч рублей, добилась частичного удовлетворения своих требований.
Суд счел обоснованными ее доводы о том, что при заключении договора купли-продажи покупателю не была предоставлена достоверная информация о цене товара.
Так что лед тронулся. Но лучше все-таки заранее обдумывать, нужна ли вам такая дорогостоящая покупка, и не обрекать себя на хождение по судебным инстанциям.