Давайте поговорим об этом

Психологи России отметили свой профессиональный праздник
Познакомиться с одним из лучших специалистов мы отправились в школу № 11 Белгорода, где встретили журналистов телеканала «Белгород 24». Коллеги снимали сюжет о СОШ № 11 как финалисте областного конкурса «Школа года — 2015». И первым же делом вместе пошли в кабинет педагога-психолога. В минувшем учебном году здесь появились сенсорная комната и комплекс биологической обратной связи. Да и хозяин кабинета Олег Артёменко — победитель областного этапа конкурса профмастерства, а ещё он — единственный в городе школьный психолог-мужчина.
Всё началось с шахмат
Олег Артёменко говорит, что в психологию его привели шахматы. А вернее, книги, посвящённые этой интеллектуальной игре. «Тайна мышления шахматиста», «Психология шахматиста» — манили они загадочными названиями.
— Можно сказать, это детское увлечение. Но я уверен, если бы не было шахмат, к психологии меня обязательно привело бы что-нибудь другое, — улыбается Олег Иванович.
К моменту его поступления в вуз в белгородском пединституте как раз открыли психологическую специальность, которую Олег Артёменко выбрал не раздумывая.
По окончании университета работал и в детском саду, и в гимназии. Потом некоторое время занимался коммерческими проектами, параллельно работал с вузами, проводя длительные тренинги для подростков и юношей.
Несколько лет назад вернулся к работе со школьниками.
— Мне попалась очень интересная школа. Она постоянно находится в движении, здесь всё время что-то меняется и меняется в лучшую сторону. Кроме того, у школы есть целый ряд особенностей, которые отражаются в том числе и на моей работе.
Особенная школа
СОШ № 11 — адаптивная школа. То есть здесь учатся дети различных уровней физического, интеллектуального и психического развития.
Здесь работают два класса для детей с ограниченными возможностями здоровья. В них занимаются ребята, которым по заключению психолого-медико-педагогической комиссии нужно обучаться по адаптированной программе. После выпуска они получают аттестаты, ничем не отличимые от аттестатов обыкновенных детей, однако усилий для их получения им приходится прикладывать гораздо больше. Всё время обучения эти ребята находятся в поле зрения школьного психолога. Олег Иванович проводит с ними индивидуальные и групповые занятия. Таким же образом педагог-психолог работает и с ребятами с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в обычных классах.
Ещё одна особенность школы: в ней учатся дети, которые находятся в трудных жизненных ситуациях и живут в областном социально-реабилитационном центре. С этими ребятами также проводится как групповая, так и индивидуальная работа.
— Особенно им нравится сенсорная комната, в ней они могут удовлетворить важную потребность — потребность побыть в одиночестве. Ведь в условиях центра они всегда находятся в коллективе: вместе обедают, вместе спят, заправляют кровати. А здесь просто сидят в тишине, -поясняет психолог.
Очень часто Олег Иванович встречается с учащимися первых, пятых и десятых классов. Это те ребята, кого касается такое понятие, как адаптация. Психолог общается с детьми, их учителями, родителями, проводит диагностику, чтобы выявить, имеют ли дети трудности.
Учащиеся промежуточных классов тоже не остаются без внимания.
Олег Иванович говорит, что к нему всё чаще стали приходить школьники просто так, без направлений и рекомендаций. Они делятся с психологом своими проблемами, чаще всего это проблемы, связанные с экзаменами.
Психолог старается во всём помочь, учит жить в гармонии с окружающим миром, учит расслабляться. Во всём этом ему помогает новое школьное оборудование.
Спасибо технологиям
— Если бы не сенсорная комната и комплекс биологической связи, пожалуй, моя работа не была бы такой эффективной, — говорит педагог-психолог и не без гордости показывает свои владения.
Новое оборудование школа № 11 получила в прошлом году в рамках реализации программы «Доступная среда».
Сенсорная комната — явление не новое, однако в белгородских школах не очень распространённое. Здесь под комнату отдали часть кабинета, где раньше проводились индивидуальные занятия. Сейчас в этом помещении создана космическая атмосфера, и заходя в неё, чувствуешь себя будто в невесомости. Расслабляющая музыка, приглушённый свет, повсюду расставлены удобные кресла, бассейн с шариками, аквариум с живыми рыбками: всё, что нужно для того, чтобы отвлечься от проблем.
Ещё более современное и необычное устройство в кабинете психолога — комплекс биологической обратной связи. С виду это просто набор проводочков, подсоединённых к компьютеру. На деле же — это сложная система, играющая роль «шестого чувства». Она позволяет ребёнку увидеть и услышать внутренние процессы своего тела, а главное — учит его управлять своим организмом. Современные приборы БОС превращают управление сигналами собственного тела в увлекательную компьютерную игру.
При демонстрации оборудования мы наблюдали, как школьница превращала на экране монитора гусеницу в бабочку. Задачей девочки было правильно дышать.
— В дыхательном цикле у нас преобладают процессы возбуждения. Мы вдыхаем — возбуждение, выдыхаем — расслабление. И здесь мы добиваемся того, чтобы фазу расслабления продлить, — поясняет Олег Артёменко.
Время, за которое гусеница станет бабочкой, зависит от того, как быстро ребёнок расслабился.
Это лишь одна из ряда используемых педагогом-психологом программ, главная цель которых — научить детей расслабляться.
— Когда мы освоили тренажёр, мы учимся применять эти навыки в реальной жизни. Вот, к примеру, ученик заявляет проблему: мол, я перед экзаменом или контрольной испытываю тревогу. Он приходит ко мне, учится дышать. Куда делась тревога? Мы эмоциональное состояние приблизили к нормальному только потому, что сделали правильные физиологические действия, — добавляет психолог.
Уметь слушать
В таком достаточно объёмном материале мы описали лишь некоторые аспекты работы школьного психолога. На деле же он ежеминутно окружён детскими проблемами, которые иногда лежат на поверхности, а порой запрятаны глубоко внутрь маленького человека.
— То, насколько ребёнок сможет раскрыться, зависит ещё и от того, насколько сам психолог сможет принять его позицию, не давая оценок, ведь чёткая установка: «это плохо» или «ты плохой» может навсегда оттолкнуть человека. Наша задача — направить и сделать это аккуратно, — говорит Олег Иванович.
Чтобы помогать справляться с проблемами школьников, психолог должен обладать рядом качеств: открытостью, умением чувствовать окружающих, справедливостью, твёрдостью характера, желанием учиться и развиваться. У Олега Артёменко все эти качества присутствуют, возможно, именно поэтому с ним легко идут на контакт ребята, а коллеги стремятся перенять опыт и отмечают его наградами на различных конкурсах.
Алина АЛЕКСАНДРОВА

Exit mobile version