Каждый малыш имеет право на яркий мир
Когда встречаешь ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, начинаешь несколько иначе смотреть на мир. Жаль, что это ощущение невозможно оставить в себе надолго. Все твои проблемы кажутся такими незначительными, когда видишь маленького человека, поистине лишённого чего-то, что есть у большинства людей, но при этом умеющего искренне радоваться мелочам, нам порой даже незаметным.
Не одиноки
Сегодня в 33-х детских садах Белгорода действуют 73 группы компенсирующей направленности для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с нарушением зрения, с нарушением опорно-двигательного аппарата. В этих группах занимаются около тысячи детей с совершенно различными особенностями психофизического развития. Причины, по которым эти ребята отличаются от своих сверстников, тоже разные. Кто-то с этим родился, кто-то получил нарушение в результате травмы. Но главное одно: все они нуждаются в особом к себе подходе. Ежедневно с этими ребятами занимается целый ряд специалистов: дефектологи, психологи, логопеды. С ними всегда рядом воспитатели, прошедшие специальную подготовку. Все эти специалисты работают не поодиночке, а рука об руку: в рамках психолого-медико-педагогических консилиумов они разрабатывают образовательные стратегии в отношении каждого ребёнка, составляют рекомендации.
Наверное, у каждого родителя особенного ребёнка стоит вопрос, нужно ли отдавать такого малыша в детский сад. Специалисты на такой вопрос единогласно отвечают: нужно! Здесь, в силу малочисленности групп и квалифицированности педагогов, каждый ребёнок получит должное количество внимания. Здесь ребёнок научится взаимодействовать со сверстниками. Здесь сами мамы и папы смогут разглядеть в своих детях таланты, которые в них, наверняка, есть.
Увидеть солнце
— Когда родитель впервые приводит к нам особенного малыша, в его глазах читается что-то наподобие отчаяния. Он не до конца представляет, что ему нужно делать, и не уверен, что что-то получится у нас. Этот взгляд меняется со временем. Когда он видит успехи ребёнка, грамоты за творческие работы, его выступления на утренниках, где наши ребята поют и танцуют практически неотличимо от здоровых детей, — рассказывает директор детского сада № 6 Людмила Базалёва.
Этот детский сад — комбинированного вида. Наряду с обыкновенными, в нём работает три группы компенсирующей направленности, из них две — для детей с нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие) и одна — для детей с тяжёлыми нарушениями зрения, вплоть до полной незрячести. Последняя группа в городе единственная, работает она всего три года, а занимаются в ней шесть человек, по нормам это предел.
Людмила Николаевна проводит по саду небольшую экскурсию. Вначале мы попадаем в ортоптический кабинет. Здесь осуществляется диагностика и лечение, назначаемое врачом-офтальмологом. В кабинете располагается специальное оборудование. От синоптофора, необходимого для лечения косоглазия, до амблиотренера, используемого при амблиопии. Есть здесь и компьютер с установленными на него полезными программами.
В соседнем кабинете нас встречает воспитатель группы для детей с нарушением зрения Наталья Фёдоровна. Её ребята собираются в кино, и на бегу она старается рассказать о своих воспитанниках как можно больше.
— Посмотрите, на каждого у меня есть папка, здесь их лучшие творческие работы и грамоты, которые мы зарабатываем на конкурсах, — показывает она.
Любят в этой группе и пешие прогулки. Наталья Фёдоровна в виде фотоснимков хранит эпизоды их небольших пеших путешествий.
— Для детей у нас создана специальная среда. Посмотрите, по листку предписаний большинству моих ребят надо смотреть вверх. Поэтому у каждого есть специальный мольберт, с помощью которого лист бумаги или, скажем, планшет для мозаики можно установить вертикально. Кроме того, обратите внимание, у нас под потолком натянута леска, где мы регулярно меняем яркие картинки, чтобы ребятам хотелось на них смотреть, — поясняет воспитатель.
Под потолком действительно есть что рассматривать. Кроме вышеупомянутых картинок не леске, с потолка свисают яркие крутящиеся мобили.
Ребята из другой коррекционной группы только что вернулись с физкультуры. Возбуждённые и набегавшиеся, стараются они переключиться на более спокойные занятия. Девочки рисуют специальным фломастером по светящейся доске, мальчишки составляют рисунки из деталей мозаики. Уже намётанным глазом замечаю мольберты, подвешенные мобили, тренажёр для зрения, расположенный под потолком.
— На самом деле они совсем не отличаются от здоровых детей, разве что передвигаются ближе друг к другу, плечом к плечу, им очень важно знать, что кто-то рядом, — говорит их воспитатель Ирина Вячеславовна.
Научиться чувстовать
Перемещаемся к группе для детей с тяжёлыми нарушениями зрения. У двери висят поделки особенных ребят. Они тоже особенные: сделаны из нескольких разных материалов, стволы деревьев, листья, траву можно не только увидеть, но и пощупать.
В этом кабинете очень уютно. Его и кабинетом не хочется называть, атмосфера здесь очень тёплая, как дома. Здесь нет мобилей и подвешенных картинок, зато шкафчики, стены — всё, до чего может дотянуться рука ребёнка — живое. Гусеницы из пуговиц, кусочки тесьмы, фетровые фигурки… На стене — плакаты с временами года и животными. Плакаты сделаны вручную: на кусок ковролина приклеены деревья, листочки, цветы, облака, пушистые снежинки.
— Ходя по магазинам, глядя на полки, мы каждый предмет оцениваем с точки зрения того, как он может пригодиться нашим детям в процессе познания мира, — говорит заведующая детским садом.
— Наши ребята познают мир двумя основными способами: через ощущения и через слух. Поэтому стараемся оживить среду по-максимуму, и игрушки у нас по большей части озвученные, — рассказывает воспитатель группы Татьяна Васильевна.
У каждого из этих ребят проходят ежедневные занятия с врачом-дефектологом (тифлопедагогом). Тифлопедагога в детском саду № 6 зовут Жанна Анатольевна. В прошлом учитель-логопед, после создания в детском саду группы для детей с тяжёлыми нарушениями зрения она поехала в Санкт-Петербург и получила переподготовку.
Ее кабинет битком набит приспособлениями, позволяющими проводить индивидуальную работу с детьми. От аппликаций и барельефов, до подсвеченного песочного стола. Педагог говорит, что в её работе такой стол — настоящая находка. Ведь ребята взаимодействуют с осязаемым материалом, который можно взять в руки, кроме того, он подсвечен, а реакция на свет — это то, что сохраняется у большинства слабовидящих детей.
— В список задач тифлопедагога входит множество пунктов. Я помогаю в формировании у детей навыков социально-адаптивного поведения, которые позволяют им легче взаимодействовать с людьми, быть более самостоятельными в быту. Занимаюсь речью, помогаю развивать ориентировку в пространстве, осязание, мелкую моторику. Нам необходимо дать ребёнку базовые навыки для последующего обучения чтению и письму по системе Брайля, — рассказывает Жанна Анатольевна.
Пока мы общаемся с педагогом, рядом на подсвеченном столе занимается девочка. Небольшой кисточкой разгребает она песок, формируя то круги, то полосы. Это спонтанное самовыражение, которое непосвящённый человек может назвать обыкновенной вознёй, развивает пространственное мышление. Вверх-вниз, слева-направо… Мы вообще очень многого порой не понимаем. И нам недоступно оценить, какое счастье, когда незрячий ребёнок самостоятельно перешёл из одной комнаты в другую, поставил ботиночки по требованию в нужное место или наощупь смог разобрать свою первую букву. Тем временем, они продолжают совершать свои маленькие победы. Особые дети, под руководством особых педагогов аккуратно ступающие в совершенно обыкновенный мир.
Алина Борисенко
Фото автора