Warning: Attempt to read property "child" on null in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 45
Юбилей без юбиляра
В художественном музее открыли выставку, посвящённую 60-летию Виктора Легезы
Третий этаж художественного музея. Открытие выставки. Гостей встречает Виктор Легеза. Он смотрит на всех с фотографий, подобранных работниками музея, улыбчивый, глубокий и навечно молодой. Один щелчок мышки — и вот художник предстаёт перед зрителями. На экране — фильм о нём, старые кадры, бережно хранившиеся все эти годы в фонде культуры.
— Существует ли вообще такое понятие, как творческая потребность, какой-то толчок? — спрашивает журналист.
— Знаете, мыслей много и хочется сделать много. Есть вещи, которые приходят и уходят сразу, через день, месяц, два. Если не успеваешь реализовать мысль, она куда-то ускользает, и чувства вместе с ней тоже. И точно так, как ты сделал бы работу вначале, уже не сделаешь. Ты сделаешь по-другому, по-новому, потому что наслаиваются новые мысли, впечатления, состояния. И когда ты теряешь эту мысль, наступает недовольство собой. И опасаясь этого недовольства ты, несмотря ни на что, идёшь и работаешь. На самом деле времени много. 24 часа. Если ты не нашёл в нём возможности поработать, значит не так уж это тебя волновало.
И он работал, работал, работал… За свою короткую жизнь он успел очень многое исключительно благодаря упорству и трудолюбию.
Виктор Павлович проектировал интерьеры и экстерьеры зданий институтов, больниц, детских садов, музеев, культовых сооружений, выполнял монументально-декоративные росписи, витражи, батики, гобелены, макраме. В десятках белгородских зданий он оставил свой след.
А ещё он остался в своих учениках. Он преподавал в белгородском институте культуры на кафедре монументально-декоративной живописи. — Когда человек много работает, он всю жизнь хочет учиться, стремится что-то выяснить, понять, сопоставить, вывести для себя какую-то формулу, а потом показать кому-то ее формулу. Наверное, так бывает в любой работе. Сначала узнаёшь что-то, радуешься, а потом не можешь не поделиться с другими этой радостью, — говорит с экрана молодой Легеза.
Художник работал в технике станковой живописи, обращался к сюжетно-тематической картине, портрету, натюрморту, пейзажу, работал в книжной графике, занимался воссозданием и разработкой герба Белгородской области.
В собрании художественного музея хранится двадцать работ Виктора Легезы. На выставке представлено восемнадцать. И даже в таком количестве картин можно разглядеть все грани таланта художника. Есть здесь и старые улочки, и фантазийно-космический диптих «Пространство», и знаменитая серия «Исполины духа», выполненная в технике офорта. Работы из этой серии с изображениями храмов наделены особым цветовым строем, некоторым свойственны мрачность и эмоциональная напряженность.
Последние его работы — это росписи. В частности — росписи в Преображенском соборе, которые он закончить не успел и которые, к сожалению, на сегодняшний день не сохранились. Они остались в истории благодаря видеозаписям, сделанным фотографом Виталием Абессоновым. Вместе с Виктором Павловичем он поднялся однажды на эти леса, а потом поделился впечатлениями, отметив, что совершенно невероятно на такой высоте, на такой неустойчивой конструкции, с помощью тяжёлой двухметровой кисточки рисовать что-то, тем более, в соответствии с эскизом.
— О чём вы мечтаете? — спрашивает на экране журналист.
— Хочется сделать в этой жизни больше, чем тебе отпущено, — отвечает художник.
И он сделал. Спустя многие годы его родные, друзья, ученики, не устают говорить о Викторе Павловиче тёплые слова. Его творческое наследие не перестаёт быть актуальным, юные художники из поколения, которое он не застал, восхищённо замирают перед его картинами. Тысячи людей ходят по коридорам зданий, им оформленным. Тысячи белгородцев с гордостью смотрят на флаг Белгорода, белое поле которого украшено гербом, в создании которого он принимал участие. И хотя этот юбилей отмечали без юбиляра, все знали — он жив, и он навсегда останется с нами.
Алина Александрова
Фото автора
Справка НБ:
Виктор Легеза родился в 1955 г. в Новомосковске Днепропетровской области. Жил и учился в Харькове, посещал школу при художественном институте. По окончании факультета «Интерьер и оборудование» Харьковского художественно-промышленного института в 1983 году Легеза приехал в Белгород. Некоторое время преподавал в Белгородском колледже культуры и искусств.
В 1993 г. стал членом Союза художников России. В 1995–1996 г.г. возглавлял правление Белгородской региональной организации «Союз художников России». Ушел из жизни в 1997 году.
Произведения художника находятся в музеях и частных коллекциях Японии, США, Италии, Франции, Канады, Германии, Польши.