Сотрудник МЧС спас упавшего в канализационный люк ребёнка
Сейчас уже всё позади — пережитый ужас, шок, внезапно свалившееся внимание журналистов, общественности и коллег, слухи и домыслы… Мы сидим в его рабочем кабинете, Антон спокойно и немного смущаясь рассказывает о случившемся, о себе. С виду обычный парень, очень скромный, ничего героического в облике нет. И в его поступке, считает он, тоже. Но, тем не менее, в свои двадцать четыре года Антон Роганин неожиданно для себя и окружающих стал героем. Хотя лучше бы таких поводов для геройства в жизни не было…
Вечером 9 сентября после работы он отправился в гости к другу на Студенческую. Было около восьми часов, уже стемнело. Недалеко от припаркованной к дому машины парни услышали истошный женский крик о помощи. В несколько секунд они уже были там. Возле двенадцатого дома перепуганная молодая женщина кричала, что в канализационный люк упала ее двухлетняя дочка Лиза… Антон сориентировался мгновенно. Спустился в колодец высотой примерно около двух метров. Девочки нигде не было видно. Сильным напором воды ее унесло в канализационный коллектор. Темнота, сильное течение и небольшой диаметр трубы не позволяли добраться до ребенка. Вернулся наверх, попросил у друга Андрея трос, фонарик, сказал вызывать спасателей и «скорую», и снова спустился вниз.
Возвращение из преисподней
Андрей держал трос, а Антон лег на спину и начал вперед ногами продвигаться внутрь трубы коллектора на плач ребенка. Примерно через пять метров он понял, что одного троса не хватает. Опять вернулся в канализационный колодец, попросил зацепить еще два троса. Соединив три троса, снова отправился в трубу. Антон прополз по ней, как ему показалось, около двадцати метров, и только тогда увидел силуэт ребенка. Когда ему оставался один метр до девочки, трос закончился. И дальше уже нужно было пробираться по трубе самостоятельно. Понимая, что это рискованно и опасно для его жизни, но вариантов нет, трос бросил, и уже течением его принесло к ребенку…
— Девочка лежала на спине, и над водой была видна только ее голова, — рассказывает Антон. — Она была очень испугана, но, увидев меня, плакать перестала. Я схватил ее ногами и подтянул к себе. Лиза, уцепившись за мою одежду, лежала на моих ногах. Вместе с ней я добрался до троса и начал его дергать, чтобы люди на поверхности вытащили нас. Но на мои сигналы никто не отреагировал. Тогда я стал кричать и звать на помощь, но нас никто не слышал, так как мы находились далеко от колодца.
Антон говорит спокойно, но такое даже слушать страшно, еще страшнее представить, и, не дай Бог, никому пережить… Малышка держалась крепко за одежду своего спасителя и молчала. А у него самого силы были на исходе, воздуха не хватало… Собравшись с духом, молодой человек схватился руками за трос и начал вытягивать себя и лежащего у него на ногах ребенка из коллектора в сторону колодца.
Когда они добрались туда, на помощь пришли спасатели управления ГО и ЧС Белгорода. Старший спасатель Евгений Семер-нин с помощью альпинистского снаряжения спустился в колодец, где находился парень, удерживающий ногами ребенка, достал девочку и передал на поверхность. Затем спасатели достали из колодца уже обессилевшего Антона Роганина. Девочку с мамой «скорая» увезла в областную детскую больницу. А Антон, хотя сам был с травмами и ушибами, от медицинской помощи отказался.
Сейчас он смутно помнит этот и некоторые другие моменты того вечера. Он не разглядел ни девочку, ни ее маму, не видел собравшуюся толпу народа, не чувствовал боли… Отлежался на земле, посидел немного на ограждении, отделявшем тротуар от злополучного люка, и пошел к другу домой — отмываться и сушиться.
Крепкий характер
Пока находился под землей, страха не было, вспоминает Антон. Осознание случившегося начало приходить дома, и тогда уже стало по-настоящему страшно. Когда он вернулся домой, отец уже знал о случившемся — ему позвонили, как только поступил вызов в спасательную службу. Борис Александрович Роганин и его сын Антон оба работают в Главном управлении МЧС России по Белгородской области. Папа в этой системе с 1999 года, водитель оперативной машины центра управления в кризисных ситуациях. Оперативная группа выезжает на крупные происшествия, и Рога-нин-старший не только водитель, но и владеет спасательными навыками. Не раз ему приходилось и людей из воды доставать, и ликвидировать взрывчатые вещества, и делать еще многое из того, что требует эта служба. А Антон два года назад окончил Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России по специальности инженер пожарной безопасности. Получил также квалификацию водолаза четвертого разряда. После института полтора года проработал дознавателем Белгородского района, а сейчас — старший инженер сектора судебных экспертиз испытательной пожарной лаборатории.
Когда он вернулся домой в тот вечер, на нем лица не было -парня просто трясло, вспоминает Борис Александрович. Шок пережила вся семья. Ведь Антон мог погибнуть…
— Его основная работа не связана непосредственно со спасением людей. Невозможно было даже предположить, что такое может случиться, — говорит Борис Александрович. — Он всегда был спокойным домашним ребенком, хорошо учился, много занимался спортом — боксом, дзюдо, тхэквондо. Хотел стать спасателем, и когда решил после школы поступать в институт МЧС, мы его не отговаривали. И знания, полученные там, физическая и психологическая подготовка, помогли ему не растеряться, принять правильное решение и спасти девочку. Окажись на его месте человек более крупной комплекции, он не смог бы этого сделать — просто не пролез бы в трубу. А Антон -невысокого роста, худенький, но сильный.
Конечно, отец гордится сыном, его сильным характером и по-настоящему мужским поступком. Антон проявил себя еще во время учебы в институте — на тушении пожаров в 2010 году, когда горели леса. Тогда огонь полыхал в 50 метрах от Воронежской АЭС, и курсанты института выезжали тушить строения вблизи леса, чтобы он не распространялся дальше. Тогда многие, и Антон Роганин в их числе, были награждены медалью «За тушение лесных пожаров».
Судьба или стечение обстоятельств?
Сейчас его поздравляют коллеги, им гордятся в управлении.
— Антон Роганин совершил настоящий героический поступок, который заслуживает большого уважения, — отметил исполняющий обязанности начальника Главного управления МЧС России по Белгородской области Анатолий Скуматов. — Находясь не на службе, рискуя собственной жизнью, он пришел на помощь тому, кто оказался в беде. Наше управление гордится тем, что среди нас есть такие герои! Мы будем ходатайствовать о награждении Антона Роганина государственной наградой — медалью «За спасение погибавших».
Антон не верит в судьбу, объясняя всё стечением обстоятельств. На самом ли деле это так, или всё же провидению было угодно, чтобы именно он с другом и коллегой Андреем Валетовым, спасателем поисково-спасательной службы области, оказался вечером 9 сентября на Студенческой, 12 в тот самый нужный момент. Чтобы именно ему, человеку с профессиональной подготовкой, а не любому прохожему, выпало это испытание. И что именно он, старший лейтенант внутренней службы Антон Роганин, спас от смерти дочку, как выяснилось позже, своего одноклассника Сергея. Вместе они учились в 27-й школе Белгорода, и после выпуска ни разу не виделись и ничего друг о друге не знали.
Сейчас Лиза еще в больнице, у девочки пневмония. Люк на месте трагедии закрыт наглухо -поврежденную крышку, перевернувшуюся под детским весом, заменили. На вопросы, почему этого не сделали раньше, кто в Горводоканале обязан следить за состоянием люков, как двухлетний ребенок оказался на этой крышке, и получит ли кто в итоге наказание, надеемся, появятся ответы. Пока следственным отделом по Белгороду проводится проверка.
Расхожая фраза «В жизни всегда есть место подвигу» наполнилась реальным содержанием. Но, наверное, справедливо добавить, что в мирное время подвиг с риском для жизни одних людей — это всегда следствие разгильдяйства и халатности других. И спасибо первым — настоящим мужественным людям!
Спасибо вам, Антон!
Ирина ДУНАРЬ