О науке, грантах и покорении Эльбруса
Вот уже более трёх десятков лет Марина Князева преподаёт в школе. Тетради, формулы, химические опыты — это вся её жизнь. Учитель искренне влюблена в свой предмет и передаёт свою любовь ученикам. И очень успешно. Не зря Марина Викторовна — обладатель множества наград, грантов, премий, последняя из которых — премия Министерства образования и науки.
Когда мы приехали к Марине Викторовне, она вела урок у восьмиклассников. Эти ребята только начинают постигать удивительный мир химии, как первачки знакомятся с букварём, так и они старательно корпят над своей химической азбукой: учат периодическую систему элементов Менделеева. Для восьмиклассников это один из первых уроков, но по заданию учителя они смело поднимают карточки с обозначением элементов: кальций, калий, железо…
Им уже легко даются первые задачки, которые ребята решают на скорость. Кто решит первым — тому «пятёрка». Учитель ходит между рядами, заглядывает в тетрадь каждого, указывая на ошибки и раздавая похвалы прирождённым химикам.
Педагогический талант у Марины Князевой, можно сказать, врождённый: дочь и внучка учителей, она никогда и не мечтала о другой профессии. Правда, говорит, хотела быть учителем русского языка. Очень её нравилась русская речь, нравилось играть со словом, писать сочинения. Однако, по совету мамы, сделала выбор в пользу химии. И не пожалела.
Школу закончила с золотой медалью, без труда поступила в московский вуз, сдав на «отлично» экзамен по химии. После университета приехала вместе с мужем (тоже педагогом) преподавать в Шебекинскую школу-интернат для детей-сирот. Спустя шесть лет переехала в Белгород и стала работать в школе № 16, а вот уже одиннадцатый год учит ребят в 39-й школе. — Я столько лет наблюдаю за детьми и могу с уверенностью сказать, что, несмотря на веяния времени, изменения программы, интерес к химии остаётся прежним. Они очень любят открывать новое, смотреть на привычное с другой стороны и, безусловно, им очень нравятся опыты. Прошлый урок у нас проходил, в прямом смысле слова, с фейерверком, и класс был в восторге, — рассказывает Марина Викторовна.
Однако ЕГЭ по химии в школе выбирают немногие, всего 6-7 человек в год. Попросту потому, что химия при поступлении — предмет невостребованный. Её выбирают те, кто планирует поступать в медицинские вузы или на химические факультеты БГТУ. Однако у тех учеников Марины Викторовны, кто сдаёт госэкзамен, результаты традиционно выше среднеобластного. В прошлом году, к примеру, выпускница не добрала до абсолютного максимума всего два балла.
Занятия юных химиков из СОШ № 39 не ограничиваются стенами учебного заведения. Уже несколько лет школа дружит с кафедрой технологии стекла и керамики БГТУ им. В.Г. Шухова. Дети ходят в лаборатории университета, следят за работой, проводят опыты и эксперименты. Особенно это сотрудничество полезно тем, кто занимается научными исследованиями.
Кстати, на базе школы работает научное общество «Эрудит» — детище Марины Князевой. Интересующиеся наукой ребята из 5-11 классов под её руководством проводят исследования и участвуют в различных конкурсах. Результаты у ребят есть. Так, к примеру, в этом году Ваня Орлов с работой «Оценка качества молока разных производителей» стал победителем городского этапа конкурса «Первые шаги в науку» и лауреатом конкурса всероссийского.
Сама Марина Викторовна тоже старается участвовать в различных конкурсах профмастерства.
В 1998 году она стала лауреатом конкурса «Учитель года», повторила успех в 2008. В 2009 году её признали на федеральном уровне — Марина Викторовна стала одной из обладательниц президентского гранта. И вот буквально недавно стало известно, что она вошла в список обладателей гранта Министерства образования и науки РФ.
В результате конкурса, который был проведён Минобрнауки, были отобраны 1000 лучших учителей России. В его условиях обязательными пунктами были: работа в школе не менее трёх лет, уровень успеваемости учеников, внеурочная деятельность и собственные методические разработки по предмету.
Грантобладателями стали три учителя из белгородских школ, в том числе и Марина Князева.
— Любое состязание — это возможность подвести итог, оценить, что получилось, а что нет, построить планы на будущее, — говорит педагог.
Сейчас она мечтает переоборудовать кабинет химии по новым стандартам и покорить жюри конкурса кабинетов химии.
— Но одной наукой сыт не будешь, — улыбается Марина Князева и рассказывает о своих увлечениях.
А главное увлечение учителя химии — спорт. В свободное от уроков и подготовок к конкурсам время она ходит в тренажёрный зал. Любит активный отдых — так, недавно вместе со своими внуками четырёх и шести лет она сплавлялась на байдарке по реке Оскол. А этим летом она покорила Эльбрус, чем очень гордится.
Алина Александрова
Фото автора