О регионе — по учебникам

Белгородские школьники будут изучать историю, культуру, биологию, географию и экономику родного края

Идея ввести курс белгородоведения в школьную программу прозвучала и была одобрена губернатором Евгением Савченко в августе 2014 года на заседании правительства области. В течение года целая команда, состоящая из учёных вузов, специалистов учреждений искусства, культуры, образования, представителей органов власти, трудилась над разработкой программы нового курса. И вот проект готов к внедрению.

Интегрированный курс

Разработчики первым же делом успокаивают: введение нового курса не добавит ни одного часа в учебную программу, в школьном расписании не появится ни одного нового предмета, дети не будут оставаться после уроков, у них не появится дополнительных учителей. Новый курс расширит программу уже существующих предметов. Белго-родоведение будут проходить в рамках уроков химии, географии, биологии, литературы, истории, экономики.

В большинстве школ учителя и до внедрения курса старались давать на уроках информацию краеведческого характера. А 20-я школа города Белгорода уже много лет реализует своего рода интегрированный курс, связанный с изучением Белгородчины. И учитель из этого образовательного учреждения Наталья Соколова стала одним из авторов раздела «экономика» в новых учебниках.

— С внедрением курса мы получили отличное подспорье. Если раньше приходилось искать всю информацию самостоятельно и, кроме того, самим её адаптировать согласно возрасту детей, теперь у нас есть готовый материал, с которым можно работать на уроках, — считает Наталья Георгиевна.

Игорь Шаповалов, начальник департамента образования области, считает, что адаптированность материала для восприятия детьми с учётом их возрастных и психологических особенностей — это важнейшая ценность новых пособий.

— Дело в том, что краеведческой информации различного рода очень много в различных источниках, в том числе и в Интернете. Но эта информация не только разрознена — она преподнесена взрослым языком. А ведь важно, чтобы ребёнок мог не только услышать материал, но и понять его, — говорит Игорь Васильевич.

По словам начальника областного департамента образования, главная цель курса — воспитать в детях любовь к месту, где они родились, учатся, живут, где будут жить их дети. И чтобы добиться глобальной цели — воспитать патриотов — мало одних занятий в классах. Необходимо, чтобы белго-родоведение выходило за рамки школ, чтобы дети посещали музеи и выставки, участвовали в фестивалях и конкурсах.

Все преподаватели, педагоги дополнительного образования и социальные работники, которые будут использовать в своей работе материалы по белгородо-ведению, уже прошли или проходят специальную переподготовку.

Коллективный разум

За разработкой курса стоит труд десятков людей, представляющих различные учреждения и сферы деятельности. Центром разработки стал Белгородский институт развития образования.

— Мы работали над модулем «история». При этом мы не только собирали информацию, связанную с предметом, а старались её упорядочить так, чтобы она коррелиро-валась с материалами учебников истории,

по которым занимаются дети. И знаете, на региональном материале порой гораздо глубже понимаются различные вехи истории всего государства, — рассказал декан историко-филологического факультета БелГУ Андрей Папков.

Также Андрей Игоревич заметил, что все спорные факты истории региона в учебниках помечены.

— Может, это даст плоды для размышлений юным историкам, — заметил Игорь Шаповалов.

Основную часть раздела «культура» разрабатывали в Белгородском институте искусств и культуры.

— Мы предложили своё видение авторской программы, рассказали об основных ценностных ориентирах, начиная с таких простых вещей, как природа, вера, храм, дом, костюм, по мере взросления перехо-

дили к более сложным вещам. Постепенно вырастала объёмная картина многослойной культуры региона, от культуры быта до культуры созидания. В итоге Бел-городчина предстала как оригинальный культурный заповедник, особое культурно-образовательное, культуротворческое пространство, один из ведущих центров славянского мира, — рассказала заведующая кафедрой гуманитарных наук БГИИК Марина Кулабухова.

С составлением интерактивной части курса помогли сотрудники ТРК «Мир Белогорья». Они подготовили для школ диски с записью краеведческих программ «Места знать надо» и «Почему так называется». Это материалы, основанные на архивной работе, на данных, предоставленных музеями районов области. Они рассказывают о самых ярких и интересных фактах из истории края.

Направления курса охватывают практически все школьные предметы. Собранная специалистами информация объединена в шести видах учебных пособий для различных возрастных групп: от дошкольников, учеников начальной школы, 5-6-х, 7-9-х, 9-11-х классов до студентов 1-2-го курсов среднего и высшего профобразования. Кроме того, разработаны руководства для учителей и словарь с самыми важными терминами, датами и персоналиями.

Белгородская «Википедия»

Однако не все дети смогут получить новенькие учебники. Многие будут работать по электронной версии — благо, доступ в Интернет есть сейчас в каждой школе. Учебники по белгородоведению будут находиться в свободном доступе на сайте сетевого класса Белогорья (belclass.net).

Также материалы, представленные на сайте, помогут детям совершить виртуальные экскурсии по музеям области, изучить интересные фото и видеоматериалы.

А главное — все, у кого есть интересная информация краеведческого характера, смогут дополнить или отредактировать курс белгородоведения.

— Мы осознанно сделали курс открытым, живым. Эти учебники — не последняя инстанция, и мы будем только рады, если каждый житель региона напишет хотя бы одну букву белгородоведения, — сказал Игорь Шаповалов.

Внедрение курса уже началось. 1 сентября во всех школах Белгородской области прошли уроки по теме «Мой край — родная Белгородчина».

Алина АЛЕКСАНДРОВА