Warning: Attempt to read property "child" on null in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 45
ВОПРОС.
Ненадлежащее оказание услуг, бракованный товар, сроки гарантии и компенсация морального вреда -в отдел защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации Белгорода часто обращаются горожане со своими проблемами.
Я считаю, что продавец причинил мне моральный вред. Могу ли я потребовать компенсацию и как это сделать?
АННА
На вопрос читателя отвечает начальник отдела защиты прав потребителей управления потребительского рынка администрации Белгорода Елена Николаевна ЛЕПЯВКО:
— В соответствии со статьей 15 закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный вследствие нарушения прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, подлежит компенсации виновным лицом. При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Обязанность денежной компенсации морального вреда может быть возложена на виновное лицо только судом. Закон не устанавливает ни минимального, ни максимального размера компенсации морального вреда, данный вопрос разрешается судом.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков, т.е. размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не зависит от стоимости товара или суммы подлежащей взысканию неустойки.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае определяется судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий, исходя из принципа разумности и справедливости.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поэтому вам необходимо будет приложить к иску документы, подтверждающие факт наличия взаимоотношений между вами и продавцом (квитанции, чеки), документы, подтверждающие факты нарушения прав (претензия, врученная продавцу, неисполнение заявленных в ней требований, документы, подтверждающие ненадлежащее качество товара и т.д.).
Кроме того, если вы будете заявлять о том, что испытывали физические или нравственные страдания, то также должны это доказать. Чаще всего при определении размера компенсации учитываются негативные последствия причинения морального вреда (обострение хронических заболеваний, психологические травмы и т. д.), а также уровень материального благосостояния потребителя, право которого нарушено.
В статье 151 ГК РФ законодатель установил следующие критерии, которые должны учитываться судом при определении размера компенсации морального вреда:
• степень вины нарушителя,
• степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред,
• иные заслуживающие внимания обстоятельства.
С введением в действие части второй ГК РФ этот перечень был расширен следующими критериями, обозначенными в статье 1101:
• характер физических и нравственных страданий, который должен оцениваться с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего,
• требования разумности и справедливости.
Кроме того, ряд положений, касающихся определения размера компенсации морального вреда, содержится в других нормах законодательства и Постановлениях Верховного Суда РФ.
Поскольку при определении размера компенсации вреда учитываются требования разумности и справедливости, вам следует быть готовым к тому, что факт причинения морального вреда, его степень должны быть доказаны и обоснованы. Обстоятельства причинения вреда в суде будут тщательно изучаться. Размеры компенсации также не устанавливаются умозрительно и абстрактно, а подкрепляются аргументами, которые должны вытекать из фактов причинения морального вреда и не дублировать доказательства материального ущерба. В суде вы должны быть готовы к ответу на вопрос о том, почему требуете компенсации морального вреда именно в той сумме, на которой настаиваете. В соответствии с действующим законодательством (статья 1101 ГК РФ) моральный вред возмещается только в денежной форме. Помимо этого, с учетом специфики рассматриваемых отношений, на практике судом также учитывается поведение продавца и потребителя при обсуждении обстоятельств дела: их взаимные требования, проявления агрессивности, грубости либо, напротив, корректного отношения друг к другу и прочее. Согласно пункту 3 статьи 17, по искам, связанным с защитой прав потребителей, госпошлина не оплачивается (если цена иска не превышает 1 000 000 руб).