Warning: Attempt to read property "child" on null in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 45
С ним связаны окончание летних работ и встреча осени
Улетают ласточки,
Покидают нас,
И пришел ореховый,
Третий самый Спас.
Караваи новые
Подавай на стол,
Встретим осень ласково,
Спас не зря пришел!
В народном календаре на 29 августа выпадает православный праздник Третий Спас — Нерукотворный. В народе он зовется также Хлебным, Ореховым, Холщовым (Спас на полотне). Первый Спас, Медовый, был «на воде», второй, Яблочный — «на горе». История праздника
Полное название этого праздника — перенесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. По преданию, основанному на найденном в IV веке документе, властитель города Эдессы в Месопотамии Авгар болел проказой. Желая исцелиться от неизлечимой болезни, он послал к Иисусу Христу живописца с письмом, где просил Спасителя об исцелении. Увидев лик Христа, художник хотел изобразить его на полотне, но это ему никак не удавалось. И тогда Господь попросил подать ему полотенце, умылся и отер лицо. На полотенце отпечатался его лик. Благодаря этому Нерукотворному образу, привезенному живописцем, князь Эдессы исцелился от недуга и занялся распространением христианства.
Образ Спасителя, прикрепленный над воротами города как главное сокровище, похитили мусульмане, и только через девять столетий византийский император Михаил III смог его выкупить. 29 августа 944 года Эдесский образ по приказу Константина Багрянородного перенесли в Константинополь и установили в честь этого празднество.
В 1204 году Нерукотворный образ выкрали из Константинополя во время одного из крестовых походов. Согласно легенде, его везли на корабле, который затонул, и с того времени старинная реликвия утеряна. Считается, что первые византийские и древнерусские иконы писали именно с этого Нерукотворного образа.
За здоровье и благополучие
На Руси селяне в этот день усердно молились Богу, благодаря за хлеб насущный. На Хлебный Спас хозяйки пекли из новой муки хлеб и пироги, добавляли в блюда свежие орехи и мед и потчевали родных и знакомых. Считалось, что, если отведать от каждого блюда, исполнится любое желание, а в жизнь потекут деньги. Про этот день говорили — «Третий Спас хлеба припас». И главным блюдом праздника был освященный хлеб нового урожая. Женщины отправляли мужей на поля с хлебом и солью. На телегу клали три снопа, сверху укладывали мешки с зерном для посева озимой ржи. На поле сеятеля уже ждали дети с пирогом и гречневой кашей. И после посева пирог и кашу ели всей семьей. Про три разных Спаса наши предки говорили: «Первый Спас на воде стоят, на второй — яблоки едят, на третий — полотна продают да хлеб припасают». В Холщовый Спас начиналась продажа полотна и холстов. Считалось, что в этот день нужно купить хоть что-то, иначе проведешь весь год в нищете.
Название Спаса Ореховый связано с созреванием и сбором орехов в лесах. Орехи освящали в церкви. Хороший их урожай предвещал урожай ржи на следующей год. А еще запасались банными вениками из ореха, веря, что они помогут вылечить даже самую тяжелую болезнь. Только их нельзя было сушить и хранить рядом с вениками из ветвей других деревьев.
Кроме того, в Третий Спас было принято чистить источники и колодцы, пить подземную воду. В это время наблюдали за отлетом птиц, особенно ласточек и журавлей. Считалось, что ласточки улетают на юг в три этапа — в три Спаса. А если на Спас улетят журавли, то уже на Покров (14 октября) будет мороз.
Подготовила Ирина Дунарь
Фото Бориса Ечина