Warning: Attempt to read property "child" on null in /data/p0085/gazetanb.ru/media/themes/nb/class/ContentTag.php on line 45
Прошедшую неделю в городе по праву можно назвать неделей воздухоплавания
С 3 по 10 августа ежедневно на окраине города, в стороне Дубового, можно было увидеть больше десятка ярких аэростатов. Это наша область принимала чемпионат ЦФО по воздухоплаванию, а после — патриотический аэрофестиваль «Небосвод Белогорья».
Такие «пироги»
Воздухоплаватели покорили небо над Белгородом совсем недавно — ещё четыре года назад у белгородских аэронавтов был всего один аэростат. Сегодня их восемь. Наши пилоты известны в России и за её пределами, а на наши воздушные мероприятия приезжают люди из десятков городов. Таких мероприятий у нас два: фестиваль «Небосвод Белогорья», придуманный и впервые воплощённый президентом федерации воздухоплавания Вадимом Радченко три года назад, и чемпионат ЦФО по воздухоплаванию, проходивший во второй раз. Уже по традиции эти мероприятия провели одно за другим.
Впервые небо Белгородчины приняло спортивные соревнования воздухоплавателей в прошлом году. Некоторые участники вернулись к нам снова. Всего покорять наше небо приехали одиннадцать команд-участниц из Москвы, Долгопрудного, Павловского Посада, Санкт-Петербурга, Тулы, Тамбова, Воронежа, Краснодара, Великих Лук. Белгород представляли два Игоря: Ходырев и Поликаренко. Итого — тринадцать. Номера участникам соревнований присваивали не в случайном порядке, а в зависимости от опыта. Так, под номером один в небо поднимался 77-летний бывалый воздухоплаватель Михаил Найдорф из Долгопрудного. А под тринадцатым — тамбовчанин Иван Белых, получивший удостоверение пилота лишь в марте этого года.
Человеку непосвящённому снизу сложно отличить спортивный полёт от прогулочного. А ведь для того, чтобы участвовать в спортивных соревнованиях, пилот и его штурман должны обладать небывалым мастерством. На штурмана ложится большая ответственность: он следит за всеми приборами, рассчитывает скорость ветра, выбирает нужное направление, прокладывает максимально точный маршрут.
Пилот управляет шаром. Здесь нет руля, зато есть горелка, с помощью которой можно опускаться и подниматься в поисках нужного ветра: на разной высоте его потоки движутся в разном направлении, и необходимо ловить тот самый, который принесёт шар к нужной точке. Кроме штурмана, у каждого пилота есть команда подбора, задача которой — разворачивать и собирать аэростат, водитель, следящий с земли за полётом и гонящий машину к месту посадки. Но это далеко не все люди, участвующие в спортивных соревнованиях. Есть те, кто даёт задания, кто следит за ходом соревнований, производит замеры, ведёт подсчёт результатов.
На данных соревнованиях спортивным директором и главным судьёй был Евгений Чубаров. Евгений говорит, что очень любит небо Белгорода. Что у нас красивый рельеф и гостеприимные люди. Поэтому он не упускает ни одной возможности приехать в наш город.
Именно Евгений Чубаров придумывал задания для тринадцати пилотов, претендующих на чемпионский титул.
Вообще его работа началась задолго до старта соревнований. Вместе с другими членами спортивной дирекции он исследовал Белгородский район в поисках подходящих полей для места стартов аэростатов и размещения мишеней, а также проверял точность привязки карты к координатной сетке.
Затем ежедневно он составлял для спортсменов листки заданий, где оговаривались подробности их выполнения, проводил предполётные брифинги.
Заданий, которые могут быть предложены пилотам — великое множество. Самое распространённое — «цель, заявленная судьёй». На поле судьи расстилают крест. Пилоты должны выровнять курс, чтобы пройти аккурат над ним, и попасть специальным маркером (лентой определённого цвета с привязанным к ней грузом) как можно ближе к его середине.
Или, к примеру, «пирог». Вокруг определённой точки шар должен очертить круг, затем набрать высоту и снова очертить круг, и снова… Получается что-то вроде трехъярусного торта. И чем правильнее получается фигура, тем больше баллов зарабатывает пилот. В случае с «пирогом» ответственность по замеру лежит на компьютере: он отслеживает траекторию полётов с помощью прикреплённых на каждый шар GPS-приборов. Но чаще всего для определения результатов выполнения заданий прибегают к помощи измерителей. Команда с рулетками и блокнотами на посту с самого старта полёта и до его окончания.
Всего было запланировано семь спортивных вылетов. По два раза в день: утром, после рассвета, и вечером, до заката.
На «Белом» над Белым городом
В рамках чемпионата мне довелось полетать с самым его малоопытным участником — тамбовчанином Иваном Белых.
У экипажей был второй спортивный вылет, получив задания — целых шесть — воздухоплаватели распаковывали аэростаты.
Пилот Иван Белых аэростатом «Белый» управляет меньше года, а в спортивных соревнованиях вообще принимает участие в первый раз.
— Да ты не волнуйся, у него был хороший учитель. Сам главный судья чемпионата Евгений Чубаров, — говорит Вадим Радченко.
Да я-то что! Мне летать не впервой. А вот журналист местного интернет-ресурса Игорь, которого Иван тоже взял с собой на борт, был заметно взволнован. Впрочем, ситуация бы не изменилась, даже если бы наш пилот был самым опытным в мире — просто для Игоря это первый полёт.
— Ещё и номер аэростата тринадцатый, — зачем-то произношу я вслух.
Но, к счастью, я не суеверная и магия чисел меня не беспокоит. А беспокоит… корзина. Её размер — метр на метр, в ней уже поджидают своего часа четыре запасных газовых баллона, а надо вместиться ещё четверым людям, двоим из которых, заметьте, положено ещё и выполнять спортивные задания.
На всякий случай вжимаюсь в стенку аэростата и задерживаю дыхание, как перед погружением в воду.
Так и взлетаем: Иван, его штурман Сергей, вжавшаяся в стенку я и нервно вцепившийся в край корзины Игорь.
К этому моменту успевает встать солнце. Его тёплый свет быстро разбегается по полю, окрашивает в ярко-золотой цвет верхушки деревьев, заглядывает во встречающиеся на пути балки и овраги, обволакивает купола двенадцати парящих вокруг разноцветных аэростатов.
Засмотревшись на эту красоту, я сама не замечаю, как выдыхаю. Становится легко и спокойно. Даже корзина как будто бы расширяется. А Игорь наконец разжимает руки. Здесь, над землей, нет волнений и переживаний, есть только горизонт, за который непременно хочется заглянуть.
В бесконечных щелчках затворов фотоаппаратов мы, пассажиры, на время даже забываем о том, что ребята участвуют в соревнованиях. Осознание приходит уже в тот момент, когда на нарисованный посреди поля крест из нашей корзины летит маркер с белоснежной лентой. Следующее задание для экипажей — максимальная дальность. Им нужно как можно дольше пролететь над руслом реки.
Донец подёрнут рассветной дымкой, над неподвижной гладью воды белоснежной рябью клубится туман, будто над рекой течёт ещё одна река, более торопливая, беспокойная.
В процессе неспешного полёта разговариваем с экипажем.
— Иван, а как вообще обстоят дела с воздухоплаванием в Тамбове? Оно у вас хорошо развито?
— Я бы сказал — никак. Мой аэростат — второй в городе. Первый появился несколько лет назад, но на нём вылетают очень редко, — рассказывает наш пилот.
Пока мы думаем, что просто болтаем, ребята выполняют очередное задание: для этого им надо было пролететь максимально близко к определённой точке. А после с грустью констатируют: «Не успеваем». На часах — 8:05, а время на выполнение заданий было отведено до восьми.
Но маленькие неприятности — не повод унывать. Планируем посадку за оврагом. К нам, уже чертящим корзиной по полю, несётся «Нива» — машина подбора.
Маленькая встряска и…
— Поздравляю, Игорь, ты — граф Никольский.
Уже на земле понимаю, насколько символично было наше небольшое воздушное путешествие. Над Белым городом в аэростате «Белый» нас вёл пилот по фамилии Белых. И номер экипажа, который многим может показаться несчастливым, в обратном прочтении (в отражении глади воды, например) звучит как «31» — код Белгородского региона.
Букет из монгольфьеров
Водохранилище в рассветных лучах — это, безусловно, нереально красиво. Но, как по мне, над городом летать гораздо интереснее. Это невероятное ощущение, когда на твоих глазах высотки, торговые центры, улицы и машины расстилаются огромным объёмным покрывалом. Даже всю жизнь прожив в одном и том же городе, вы вряд ли узнаете его с высоты. И вот слышу замечательную новость: «Дали добро, летим!»
Вечером 5 августа пилоты выполняли задание «Заяц и собаки», суть которого была в том, чтобы следовать за аэростатом с красным флагом (он же — «заяц»), по-максимуму точно повторить его маршрут, а после сесть в том же месте, что и он. «Зайцем» стал аэростат «Небосвод Белогорья» под управлением главного судьи чемпионата Евгения Чубарова. А траектория полёта пролегла прямо над Белгородом, в этот день отмечавшим годовщину освобождения от немецко-фашистских захватчиков.
В этот раз я лечу в одной корзине с Игорем Поликаренко, белгородцем, входящим в тридцатку лучших воздухоплавателей страны.
Наш аэростат — гербовый, на нём изображены лев и орёл и на двух языках крупными буквами написано «Белгород». Понимаю, что наш шар будет главной звездой дня, все, кто наблюдает за полётом снизу, наверняка обратят внимание именно на нас. Ведь в день города гербовый аэростат в небе — как вишенка на поздравительном торте.
Игорь Поликаренко на этом чемпионате — не просто пилот. Он — заместитель главного судьи по безопасности, именно его задачей было согласовать пролёт воздухоплавателей над городом.
— Дело не только в бумагах и каких-то официальных разрешениях. У аэропорта очень плотный график полётов, и именно от них зависит, состоится ли наш вылет, — поясняет Вадим Радченко.
Мы уже находимся в корзине, шар рвётся в небо, а Игорь продолжает выяснять, можно ли вообще аэростатам подниматься в воздух с площадки у АСК «Вираж».
Один самолёт заходит на посадку, другой взлетает… Слышим по рации переговоры диспетчеров аэропорта с пилотами отправляющегося самолёта:
— А шары что, сейчас полетят?
— Да, вы вылетите, и полетят.
— Здорово! Ну мы постараемся им не мешать.
И спустя пару минут «заяц» взмывает над аэропортом. А за ним — тринадцать аэростатов-«собак».
Но люди внизу не знали о спортивной составляющей полёта. Для них это был очередной подарок ко Дню города: яркий букет из четырнадцати монгольфьеров.
Игорь поднимается выше восьмисот метров, и город превращается в объёмную гугл-карту с тринадцатью разноцветными точками.
Сверху не так-то просто угадать своё местоположение. Помогают крупные ориентиры. Это — «Вираж», это — стадион, а вон там, на горизонте, в вечерней дымке прячутся телевышки.
Снижаемся, и уже можно рассмотреть под собой здания, машины и даже людей. Белгород, залитый предзакатными лучами, выглядит нарядно и причёсано, как и полагается виновнику торжества.
Пролетая над центром замечаем на Гражданском проспекте большую колонну людей — это праздничный марш-парад оркестров. Чуть дальше, у диорамы, встречаем собрата: аэростат «Цветной» стоит в самом центре праздника.
Несколько минут, и он тоже присоединяется к нам, и мы все, оставив позади многоэтажки, ярким потоком двигаемся за «зайцем» вдоль Северского Донца, в сторону села Соломино.
По дороге общаюсь с пилотом.
— Над сколькими городами Вы летали, — спрашиваю у Игоря.
— Курск, Дмитров, Минск…- начинает загибать пальцы наш пилот, — все и не вспомню, честно говоря.
— А где больше всего понравилось?
— В Минске. Очень красивый город. А как мы тогда летели, выруливая между многоэтажками! Незабываемо, конечно.
И вдруг… Наш «заяц» скрывается за деревьями. Евгений Чубаров сажает аэростат на небольшом поле посреди частного сектора. Сергей Виноградов из Великих Лук успевает сориентироваться и идёт на посадку в нескольких метрах от главного судьи. Остальные летят дальше. Без сожалений. Сегодня, кажется, никто не думает о результатах. Главное — эмоции. Те, которые были подарены людям, и те, которые были получены от такой замечательной встречи с городом в день его праздника.
После пролёта над городом состоялся лишь один вылет из запланированных двух. Заключительный (ни в коем случае не последний, воздухоплаватели — люди очень суеверные) был отменён из-за капризов погоды. За четыре дня участники выполнили двадцать четыре задания. По их итогам в общем зачёте наибольшее количество баллов набрал участник из Санкт-Петербурга Андрей Чижов. Ему достался кубок «Небосвод Белогорья».
Самый юный участник чемпионата, 19-летний Дмитрий Жохов из Тулы, стал вторым в общем зачёте, но первым среди жителей ЦФО. Таким образом, он стал чемпионом Центрального федерального округа.
Дуб и звонница
Между окончанием спортивных соревнований и стартом третьего аэрофестиваля «Небосвод Белогорья» прошла всего пара часов. Некоторые участники чемпионата ЦФО отправились в родные города отсыпаться, а самые стойкие остались на фиесту. Как, например, обладатель кубка «Небосвод Белогорья» петербуржец Андрей Чижов, житель подмосковья Денис Володин и воронежская пилотесса Наталия Иванова.
К вечеру подъехали и другие участники из Краснодара, Феодосии, Переславля-Залесского, Великих Лук и Рязани. Наш регион в небе представляли все четыре белгородских пилота: Игорь Ходырев, Игорь Поликаренко, Валерий Афанасьев и Татьяна Романенко.
Из управляемых ими аэростатов два — гербовые. Один — с надписью «Белгород», другой — «Небосвод Белогорья».
— Наш фестиваль стал, можно сказать, законодателем мод. После него во многих городах задумались, что у них нет гербовых аэростатов. Так появились, к примеру, аэростаты «Воронеж» и «Санкт-Петербург», которые вы сможете увидеть в небе в эти дни, — рассказал Вадим Радченко на предварявшей фестиваль пресс-конференции.
В субботу фестиваль проходил в Прохоровке, у звонницы. До того, как в небо взмыли аэростаты, сотни зрителей увидели полёты мотодельтапланов, малой авиации, самолётов, планера, парапланов, паратрайков, прыжки парашютистов.
— Мы хотели собрать все возможные летательные аппараты на одном поле, тем самым возродив традицию аэропарадов, — говорил перед стартом «Небосвода Белогорья» Вадим Радченко.
Полёт монгольфьеров состоялся ближе к вечеру. Двенадцать разноцветных шаров ровным строем пролетели над звонницей, а после вернулись на ночное свечение.
На следующий день место действия переместилось в Дубовое. И если Прохоровка принимала «Небосвод Белогорья» уже в третий раз, с поляны под дубом аэростаты поднимались впервые.
Сотни людей сидели на зелёном ковре, покрывающем холм, будто на ступенях амфитеатра. Естественный угол наклона позволял подробно рассмотреть подготовку к полёту даже на большом расстоянии.
В этот день в небо поднялось одиннадцать аэростатов.
Между отлётом шаров и началом ночного свечения прошло больше двух часов, а людей на холме не уменьшалось. И не зря: зрелище для зрителей аэронавты устроили незабываемое. Семь шаров светились в темноте, то одновременно, то по очереди, и выглядело это, как гигантская новогодняя гирлянда.
«Небосвод Белогорья» завершён. Оценив реакцию зрителей, можно сказать, что прошёл он с большим успехом. Уже известно, что в августе будущего года он снова состоится, и в Белгород приедут воздухоплаватели из разных городов — кто во второй, кто в третий, а кто уже и в четвёртый раз. Потому что наше небо красиво и приветливо. Потому что в наш город хочется возвращаться!
Алина Борисенко
Фото автора