За «круглым столом» обсуждали проблемы ЖКХ
Достижения и проблемы жилищно-коммунального комплекса города обсудили на минувшей неделе специалисты, ученые и представители власти. Совещание состоялось в технологическом университете, вел его мэр Белгорода Сергей Боженов.
Круг обсуждаемых вопросов был очень широк, разговор состоялся заинтересованный, и в отведенное время даже не все записавшиеся выступить участники смогли это сделать. В итоге было решено организовать эту дискуссионную площадку постоянно действующей, обсуждать проблемы и сообща искать решения.
Требует внимания
С информацией о состоянии сферы ЖКХ в областном центре выступил начальник департамента городского хозяйства Сергей Куликов. На сегодня в Белгороде 1759 многоквартирных домов — это 137 тысяч 229 квартир, домов индивидуальной застройки — 18 тысяч 435, общая площадь помещений жилого и нежилого фонда составляет более девяти миллионов квадратных метров. При этом муниципального жилья в городе осталось всего 214,8 тысячи квадратных метров. Это 2,9 процента от общей площади жилых помещений. Жилой фонд обслуживают 34 управляющие компании, 24 ТСЖ, 192 дома находятся в непосредственном управлении собственников. Шесть компаний не получили лицензию до 1 мая нынешнего года — это УК «Ватутинское», «Академия», ООО «Восток», «Сервис ЖКХ», «Веста» и АНО «ЖКХ».
В департаменте постоянно проводятся мониторинг обращений граждан и проверки по их заявлениям. Больше всего белгородцы жалуются на состояние дворовых территорий, инженерных систем тепло-, во-до- и электроснабжения, канализации, техническое состояние кровель, фасадов и других конструктивных элементов многоквартирных домов. С. Куликов отметил, что наибольшие проблемы связаны с вопросами улучшения деятельности жилищных организаций и тарифного регулирования, капитального ремонта домов и замены лифтов, благоустройства дворовых территорий, а также энергосбережения и оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды.
О чувстве хозяина
Все мы — потребители жилищно-коммунальных услуг, и проблемы близки каждому из нас. Хочется, чтобы за наши деньги система работала четко и все службы добросовестно выполняли свои обязанности. На деле же реформа жилищно-коммунального хозяйства свелась в основном к полной оплате жилищно-коммунальных услуг при низком их качестве. За два десятилетия реформ классические рыночные отношения в этой сфере не возникли, вместо конкуренции упрочилась монополия ресурсоснабжающих организаций, а весь комплекс жилищно-коммунальных услуг потерял управляемость.
Люди же, получив в собственность жилье, так и не стали собственниками в полной мере, не осознали свои обязанности и ответственность. Перехода в сознании от психологии нанимателя к психологии собственника жилья в многоквартирном доме не произошло, говорили участники «круглого стола». Поэтому и остается отношение прежним: «квартира -моя, а всё, что за ее порогом -не моё». И продолжаются бесконечные жалобы на отсутствие
лампочек и грязь в подъездах, забитую канализацию и протекающие крыши, необустроенные дворы и детские площадки… Какой добрый дядька должен прийти и всё это исправить, если люди сами так пассивны?
Но быстро изменить менталитет людей не получится, убежден профессор БГТУ им. В.Г. Шухова, доктор экономических наук и председатель комитета областной Думы пятого созыва по законодательству и вопросам инновационной деятельности Юрий Селиверстов.
— Десятилетия мы убивали в людях чувство хозяина, и сейчас за короткий срок хотим его вернуть. Этого не получится. Пройдет еще много времени, — говорит он. — В каждом многоквартирном доме есть активные люди с чувством хозяина. Нужно искать их и помогать, создать атмосферу, чтобы общественники-активисты, управляющие компании, местная власть ощущали себя единой командой. Возможности для этого есть — на местах созданы советы многоквартирных домов, ТОСы, советы территорий, и нужно это использовать в полной мере. Нельзя отказываться от государственного участия структур в этой работе. Когда люди почувствуют, что их заметили, морально и материально поддержали их идеи, работу, тогда и появится гражданская активность. А сейчас доверия друг к другу нет, идет конфронтация собственников жилья и управляющих компаний.
«Наш двор — наша малая родина» — с этого надо начинать работу на местах с молодым поколением, приблизить таким образом понятие малой родины к каждому, воспитывая ответственность за свой дом и двор. И помогать тем, кто хоть что-то старается сделать, — такую идею предложил Ю. Селиверстов.
Белгородский опыт
Глубокий анализ ситуации и конкретные предложения содержало выступление Владимира Коваля.
Член совета по развитию Белгородской агломерации при губернаторе Белгородской области, заслуженный эколог России, он профессионально и много лет занимается сферой ЖКХ. Его доклад мэр предложил «разобрать по косточкам», отметив, что это основа для целого ряда решений, и опубликовать его в журнале «Управление городом: теория и практика».
Владимир Николаевич сначала рассказал о положительном опыте Белгорода, где многое было сделано за минувшие годы. Отметим основные моменты. Это единый платежный документ за ЖКУ через расчетно-кассовый центр с перечислением платежей непосредственно поставщикам услуг, минуя управляющую компанию. Позже это было подхвачено всей страной, так как исключало двойное налогообложение и нецелевое использование денег жилищными организациями. Внедрение непосредственного способа управления на значительном количестве многоквартирных домов исключило посредников между населением и энергопоставщиками. Поквартирное автономное отопление в четыре раза снизило затраты людей на отопление и горячую воду. Была апробирована система обслуживания жилищного фонда УК через подрядные организации для разделения функций подрядчика и заказчика. Внедрена уникальная организационно-правовая форма управляющей компании как автономной некоммерческой организации, что было скопировано в других регионах. Передана функция уборки дворовых территорий с переводом дворников в муниципальное предприятие «Белгорблагоустройство». Введена персональная ответственность работников ЖКХ за травматизм на тротуарах в зимний период. Внедрена система реализации населению ртутьсодержащих энергоэффективных ламп с возвращением залоговой стоимости при сдаче отработавших на демеркуризацию.
Уникален белгородский опыт взаимодействия жилищных организаций с советами территорий. Более десяти лет минуло после апробирования системы расчета за водопотребление посредством общедомовых приборов учета на территории целого микрорайона. Удалось сформировать муниципальный контроль за деятельностью ТСЖ за счет делегирования в их правления представителей администрации города, реализующих управление муниципальными квартирами. УК были переведены на упрощенную систему налогообложения, что существенно снизило их налоговую нагрузку. В администрации города была создана уникальная структура по контролю за качеством жилищно-коммунальных услуг.
Что сделать своими силами
Но вместе с тем, отметил В. Коваль, негативные тенденции в сфере ЖКХ преобладают. Это, прежде всего, касается остроты проблемы недоступности коммерческого жилья и ветшания коммунальных сетей и многоквартирных домов. Реальная угроза — чудовищное разбазаривание потребителями ЖКУ воды, тепла, электроэнергии, и то, что в отбросы населением отправляются полезные компоненты вторсырья из-за игнорирования раздельного сбора твердых бытовых отходов. В мусорных контейнерах, а не на утилизационных установках оказываются и ртутьсодержащие лампы. В энерго- и ресурсосбережении можно получить 300 процентов прибыли, если создать систему заинтересованности сторон.
Несмотря на то, что кардинальное решение проблем ЖКХ сосредоточено на федеральном уровне, реформирование на муниципальном уровне, и особенно в Белгороде, домоустройства и бытоустройства должно исходить из концепции «умный город». Владимир Николаевич внес ряд своих предложений по различным направлениям. Так, наиболее приемлемая форма самоуправления в многоквартирном доме — управление подъездом, а способ управления домом — сервисная компания как некоммерческая общественная организация на профессиональной основе. Полнее всего отвечает этим критериям автономная некоммерческая организация.
Внедрение поквартирных и поофисных приборов учета тепла в домах с вертикальной разводкой позволит сэкономить в стране за год столько электроэнергии, сколько ее производят три Саяно-Шушенских ГЭС.
ОДН, социальная норма электропотребления, раздутые нормативы электропотребления при отсутствии счетчиков — это нечистоплотные приемчики энергосбытовых организаций увеличить свои доходы без всяких усилий и вне тарифного регулирования. Приборы учета потребляемой каждой квартирой электроэнергии необходимо устанавливать на вводе в дом и за счет энергоснабжающей организации, как это имеет место в Германии, и выполнено в Белгороде в индивидуальных домах. Все остальные приборы учета энергоресурсов — индивидуальные и коллективные — также должны за свой счет устанавливать ресурсопоставляющие организации, как это принято в развитых странах.
Чем больше посредников между дворником, сантехником и потребителями их услуг, тем меньше у них заработки, сложнее проконтролировать их работу, и тем «научней» менеджмент. Разумнее перейти к организационно-правовой форме УК и сервисных организаций, оказывающих жилищные услуги, в виде автономной некоммерческой организации.
Ирина ДУНАРЬ
ФОТО БОРИСА ЕЧИНА