Медовый Спас всем медку припас

Первый, Медовый, Маковый, Мокрый — названия одного из любимых в народе праздников

Медовым Спасом называют православный праздник в первый день Успенского поста, который начинается 14 августа. Он установлен в IX веке в честь изнесения Древ Креста Господня. В Константинополе с древних лет существовал обычай проносить Честное Древо Креста по улицам города. Считалось, что это защитит жителей от всяческих болезней. До дня Успения Пресвятой Богородицы Древо Креста было доступно всем христианам для поклонения.

На Руси стали отмечать праздник с конца XV века. С этого дня — ровно через месяц после окончания Петрова поста — начинается Успенский пост, предваряющий великие праздники Преображения Господня и Успения Божией Матери. Основные вехи Успенского поста — три праздника, три Спаса: Всемилостивого Спасителя (Медовый Спас), Преображение Господня (Яблочный Спас) и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Ореховый Спас). Успенский пост не такой строгий, как Великий, но строже, чем Петров и Рождественский посты. В понедельник, среду и пятницу предписывается питаться сухоядением, во вторник и четверг можно есть отварные овощи, но без масла. Его дозволено есть лишь по выходным дням. До праздника Преображения Господня (он же Яблочный Спас) церковь рекомендует воздерживаться от яблок и винограда.

В некоторых местностях первый Спас именовался также Мокрым. В этот день совершался чин водоосвящения, для чего служители церкви отправлялись к источникам, озерам и рекам. Крестьяне же купались в освященных водах. А наиболее известное название — Медовый Спас — идет от обычая подрезать или заламывать соты именно в это время. Говорили, что если пасечники не вскроют соты и не извлекут мед, то его вытаскают соседские пчелы. Пчеловоды строго соблюдали обычай приносить в этот день в церковь свежесобранный мед для освящения. После этого разговлялись свежим медом и угощали всех, раздавали бедным. В старину говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Устраивали так называемые «сиротские и вдовьи помочи», когда всем миром помогали самым бедным и слабым жителям деревни. Многого за работу не спрашивали, трудились «за угощение», а то и сами приносили на вдовий двор всяких припасов.

Верующим известно, что до Медового Спаса нельзя есть мед нынешнего года, прошлогодний же мед кушать можно.

Кроме того, крестьяне несли в церковь семена и овощи, которые освящали как первые плоды летних работ. В южных регионах освящают также маковые головки, поэтому у праздника еще одно название — Маковый Спас. В этот день готовили различные кушанья с использованием мака — булочки и пирожки, а также маковники.

Это лакомство делается так: варят мед и снимают с него пену, затем кладут мак и держат на огне, пока масса не загустеет. После этого ее вываливают на стол и, остудив, режут на тонкие ломтики. Мак наделяли и сверхъестественными свойствами. Считалось, что если обсыпать семенами дикого мака дом, ни одна ведьма в него не проникнет. С Медового Спаса крестьяне начинали распахивать поля под озимые, отделывать овины к зиме, очищать гумна. Когда сеяли озимую рожь, стаскивали с печи самого старого пахаря в селе и вели в поле, чтобы он бросил в землю первую горсть зерна. «Посей ты, дедушко, первую горсточку на твое стариковское счастье!», — просили крестьяне. С посевом озимых были связаны разные поговорки и приметы: «Когда сеешь хлеб в погоду, больше родится приплоду», «В дожди не должно сеять ржи, как намочило оглобли — так и поезжай домой», «Паши под озимы, готовь гумна и овины». Также считалось, что если во время созревания малины первые ягоды уродились крупными, то рожь следует сеять раньше. Если же ягоды мелкие — то лучше посев отложить. Мужчины в это время были заняты в полях, а женщины и дети шли в лес заготавливать малину. Она была не только любимым лакомством наших предков, но и наиболее полезным лекарственным растением, отлично помогающим при простуде.

В эти дни во всех районах области традиционно проводятся медовые выставки-ярмарки достижений отрасли пчеловодства. В Белгороде в этом году ярмарка проходит девятый раз и продлится до 17 августа. Со всех уголков области пасечники представляют на ней свою продукцию.

Подготовила Ирина Дунарь

Фото Бориса Ечина