Во славу музыки служить

Этому посвятил жизнь наш знаменитый земляк

19 июля исполняется 170 лет со дня рождения Ильи Ильича Слатина (1845-1931), музыкального просветителя, музыканта, дирижёра и педагога.

Он родился в Белгороде, в семье потомственного почётного гражданина Ильи Слатина. Любовь к музыке ему привила дворовая нянька, — бывшая крепостная крестьянка, простая, но очень музыкальная женщина. К девяти годам он отлично освоил начальную музыкальную грамоту и хорошо играл на фортепиано.

Пианист

В десятилетнем возрасте родители отвезли Илью в Харьков, определив в частный музыкальный пансион господина Сливицко-го, где он, помимо прочих предметов, обучался игре на фортепиано. В Харькове Илья имел возможность посещать концерты и встречаться с талантливыми музыкантами. Выступления с концертами виртуозного чешского пианиста Александра Дрейшока глубоко взволновали восприимчивого мальчика. Родные, комментируя этот случай, шутили: «Илья от выступлений Дрейшока получал и «драй», и «шок». Он решил продолжить образование в Петербургской консерватории, чтобы стать профессиональным музыкантом.

Так случилось, что первым педагогом Сла-тина в фортепианном классе стал именно Александр Дрейшок. Судьба подарила шесть лет учебы у маэстро, но, к сожалению, за два месяца до выпускных экзаменов Дрейшок скончался. Потрясенный смертью учителя, Илья Слатин оставляет консерваторию, отказавшись от дипломного концерта, а, следовательно, и от документов об окончании этого учебного заведения.

Дирижёр

Он уехал в Германию, где учился в Берлине у лучших музыкантов — Т. Куллака и В. Вюрста. По совету педагогов Слатин решил отказаться от карьеры пианиста и попробовать себя за дирижерским пультом. Начались кропотливые бессонные ночи. Он часами прослушивал играющие оркестры с партитурой в руках. Посещал симфонические оркестры — не только в Берлине, но и в Лейпциге, Дрездене, Праге, Вене. В голове беспрестанно звучали оркестровые мелодии.

В 1871 году в Дрездене Слатин впервые дирижировал симфоническим оркестром, программа концерта была составлена из произведений М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, А.Г. Рубинштейна. Дебют прошёл успешно, мировая музыкальная критика очень тепло отнеслась к начинающему дирижёру.

В качестве дирижера Илья Ильич много и успешно гастролировал в Москве, Харькове, Саратове и других городах России, а также за рубежом. Возвратившись в Петербург, он вошёл в состав Императорского русского музыкального общества, созданного братьями Антоном и Николаем Рубинштейнами.

Как-то, беседуя с княгиней Ольгой Александровной Кропоткиной, супругой харьковского губернатора, Илья Ильич сказал, что хотел бы создать филиал Русского музыкального общества в Харькове. В лице княгини он нашел страстную поддержку и желание помогать ему «в столь благородном деле пропаганды русского музыкального искусства». Была проведена работа с богатыми меценатами — харьковскими промышленниками и купцами, морально и материально поддержавшими идею Ильи Ильича.

Просветитель и педагог

Осенью 1871 года в Харькове открылось отделение Русского музыкального общества с музыкальными классами. Председателем отделения стала княгиня Ольга Кропоткина, а директором музыкальных классов — Илья Слатин. Он приложил много усилий для создания при Харьковском отделении общества своего симфонического оркестра, исполнявшего произведения выдающихся композиторов того времени.

Благодаря музыкальному обществу И. Слатина широкие слои простого населения были приобщены к великой русской классической музыке. Часто этим пользовались и белгородцы, посещая Харьков. Он организовывал выступления П. Чайковского, А. Глазунова, Ф. Шаляпина, оркестра С. Ку-севицкого, оркестра народных инструментов В. Андреева.

В сентябре 1883 года музыкальные классы в Харькове были реорганизованы в музыкальное училище с четырехлетним общеобразовательным прогимназическим курсом обучения. Илья Ильич в течение сорока девяти лет был его бессменным директором. Он старался привлечь к преподавательской работе в училище талантливых, ярких музыкантов. Благодаря упорному труду всего преподавательского состава Харьковское музыкальное училище стало одним из ведущих учебных заведений юга России, центром подготовки профессиональных музыкантов, центром концертной, культурной и просветительской жизни города. По приглашению И. Слатина училище посещали и давали концерты в его поддержку такие выда-ющиеся музыканты, как О. Зилотти, Т. Есипо-ва, Н. Метнер, А. Скрябин, братья Рубинштейны, П. Чайковский, С. Танеев, А. Аренский, А. Глазунов, Н. Лысенко.

Профессиональное мастерство помогло Илье Ильичу предугадать талант своего маленького земляка, в будущем знаменитого скрипача Михаила Эрденко, которого отец привёз в Харьков на прослушивание специалистам. Слатин дал такое письменное заключение: «Прослушанный мною ребёнок пяти лет Миша Эрденко, по моему мнению, имеет, несомненно, музыкальный талант». Впоследствии он помог Эрденко средствами для его учёбы.

Свободный художник

Просветительская работа Ильи Ильича была оценена по достоинству. Московская консерватория присвоила ему звание «Свободный художник» (1881) — в то время это была высокая оценка и степень признания. Такое звание освобождало от податного состояния и воинской повинности. В 1887 году за заслуги в развитии отечественной музыкальной культуры Слатин был избран почётным членом Петербургского отделения Русского музыкального общества.

В 1895 году Илья Ильич вновь посетил Берлин, но уже как представитель Императорского русского музыкального общества, где участвовал в качестве члена жюри международного конкурса музыкантов и композиторов, учрежденного А. Рубинштейном. Возвращаясь домой через Варшаву, Слатин получил приглашение от губернатора занять пост директора музыкального института. Но это предложение он отклонил, сославшись на то, что не может расстаться с «дорогим ему детищем» — музыкальным училищем в Харькове.

На базе училища в 1917 году была открыта Харьковская консерватория, и пост первого директора по праву принадлежал И. Слатину. Об этом свидетельствует обращение в главную дирекцию Русского музыкального общества тогдашнего директора Петербургской консерватории, известного русского композитора И.К. Глазунова. Буквально за месяц до октябрьских событий в России он писал: «Принимая во внимание, что для директора консерватории мало быть только хорошим музыкантом, но, кроме того, необходимо быть и хорошим администратором, каким является И.И. Слатин, я полагал бы, что на первое трёхлетие следует утвердить его в этом звании». Однако Илье Ильичу не суждено было возглавить консерваторию, так как после Октябрьской революции Императорское российское музыкальное общество прекратило своё существование.

Слатину исполнилось 72 года, но он был ещё полон сил и энергии. Музыкант тяжело переживал отстранение его от любимого дела. Он умер 13 апреля 1931 года. На доме в Харькове по улице Пушкина, 55, в котором он с женой Серафимой Васильевной прожил шестьдесят лет и где родились трое их сыновей, была установлена мемориальная доска.

Дом в Белгороде, где родился пианист и дирижер, к сожалению, не сохранился. Но память об Илье Ильиче Слатине мы должны сохранить для будущих поколений.

Ксения БЕЛОУСЕНКО, ведущий библиотекарь отдела краеведческой литературы Белгородской универсальной научной библиотеки