«Вернусь живым…»

Память о войне в произведениях белгородских писателей

В Белгородском литературном музее работает выставка «Вернусь живым…», посвященная 70-летию Победы. Она подготовлена в рамках программы «Молодость Белгородчины».

Добрые давние отношения сотрудников музея с семьями белгородских писателей, ушедших из жизни, позволили за последние годы пополнить фондовые коллекции ценными материалами. Изучая писательские архивы, бережно сохранённые родственниками и переданные в музей, мы всё больше убеждались в неисчерпаемости их потенциала. Не раз они использовались для подготовки музейных гостиных, статей, выставок, положивших начало выставочному циклу «Из писательского архива». В год 70-летия Победы мы работали с архивами писателей, чья молодость пришлась на годы войны. Выставка «Вернусь живым…» — это попытка представить фронтовые судьбы белгородских писателей, соединив факты биографии, творчество военных лет и произведения, тематически связанные с войной. Ее новые материалы дополняют уже существующую экспозицию, в которой есть комплексы, посвящённые писателям-фронтовикам В.С. Буханову, Г.С. Уракову, В.И. Ермоленко, Л.Т. Кузубову, В.М. Шаповалову.

Поэты фронтового поколения

Среди тех, кто в первые дни войны ушел добровольцем на фронт, была Елизавета Сергеевна Романова (1922-2000). В Смоленском окружном эвакогоспитале она служила медсестрой, участвовала в боях под Москвой и на Северо-Западном фронте. В декабре 1942-го ее направили на курсы военных переводчиков. С октября 1943 года Елизавета Сергеевна служила военным переводчиком, участвовала в боях на территории европейских стран. Награждена орденом Красной Звезды, боевыми медалями. Фронтовые воспоминания были положены Е.С. Романовой в основу её рассказов, публиковавшихся в журналах и составивших книгу «Трехцветная кошка».

Один из разделов вставки посвящён Константину Яковлевичу Мамонтову (1918-2000). Детские и отроческие годы рано осиротевшего Константина Мамонтова прошли на Урале. В 1930-е годы беспризорником, скитавшимся по разным городам, он начал писать стихи. В 1939 году призван в армию, с июня 1941-го — на фронте.

Меня не целовали, провожая,

И вслед невеста мне не голосила.

По-матерински женщина чужая,

Помедлив чуть, мой лоб перекрестила.

Не верю я ни в чёрта и ни в бога.

Но мне теплей от этой ласки стало:

Сама Россия в дальнюю дорогу

Своей рукой меня благословляла.

1941 г.


К.Я. Мамонтов прошел всю войну, освобождал Белгород. Награждён орденом Красной Звезды, боевыми медалями. На фронте он продолжал писать стихи. В 1944 году после тяжёлого ранения и контузии Константин Яковлевич потерял блокноты, в которых было около трёхсот стихотворений. Поэт считал, что они утрачены навсегда. Позднее выяснилось, что некоторые блокноты сохранил санитар госпиталя. Их передали в издательство «Молодая гвардия», и в 1960 году в сборнике «Имена на поверке» появилась подборка «потерянных» стихов К.Я. Мамонтова. Автора указали погибшим. Фронтовые стихи и стихи о войне, написанные в поздние годы, пришли к читателю с первым поэтическим сборником «Я твой сын, Россия!». За эту книгу автор был удостоен литературной премии им. Н. Островского. Подборки стихов военных лет позднее входили во все сборники.

Леонид Григорьевич Малкин (1924-2002) с началом войны был направлен в Воронежскую спецшколу военно-воздушных сил, окончил училище штурманов. Но, боясь, что война закончится без его участия, сбежал на фронт. Воевал на Ленинградском, Прибалтийском и 2-м Белорусском фронтах полковым разведчиком, связистом телеграфно-кабельной роты. Награжден боевыми медалями. Первые рассказы о войне писателем были включены в сборники 1960-х годов. Но главная его книга о войне — «Фронт без генералов».

Наталья Глебовна Овчарова (в девичестве — Бурная, 1923-2008) ушла на фронт в июле 1942 года добровольно. Служила секретарём в военной прокуратуре Карельского фронта, затем делопроизводителем 135-й стрелковой дивизии. Награждена орденом Красной Звезды.

Стихи она писала с детства, но самые ранние, сохранившиеся в архиве, — рукописи стихотворений и вырезки публикаций из армейских газет — относятся ко времени службы в армии. Однако тема войны в творчестве Н.Г. Овчаровой прочно заняла своё место лишь в 1970-е годы. Ей не пришлось бывать на передовой, но картины военных пожарищ и фронтовые будни были хорошо знакомы. Поэтому писатель-романист, фронтовик М.М. Обухов настоятельно рекомендовал Н. Овчаровой рассказать о жизни на войне. В результате в 1974 году отдельной книгой была издана первая повесть «Вернусь живым». Позднее повести и рассказы военной тематики были включены в разные сборники. Стихи, написанные в годы войны, Наталья Глебовна опубликовала ещё позднее: они составили разделы сборников «Многоцветье» (2006) и «Тропою памяти» (2008).

Ребёнок

Ещё от боя город не остыл,

ещё вокруг развалины дымились…

Разбитый тополь ветви опустил

над местом тем, где мы остановились.

Изрыта вся снарядами земля.

У камня, искалеченного взрывом,

неловко, боком, женщина легла,

не устояв над глинистым обрывом.

А возле мертвой маленький лежал,

уткнувшись в грудь ей темной головёнкой.

И кто-то пальцы матери разжал.

И молча поднял на руки ребёнка.

Ему расти, ему смеяться, петь —

За тех, что не дожили, не допели,

За тех, что вот сейчас, презревши смерть,

Его спасли из огненной купели.

Май 1945 г., Польша.


Николая Степановича Краснова (1924-2010) призвали в армию в 1943 году. Он воевал на Ленинградском фронте, награждён медалью «За отвагу». Но в 1944 году получил тяжелое ранение правой руки. После долго лечения Н. Краснова демобилизовали. Стихи он писал уже в школьные годы. В архиве писателя — многочисленные рукописи военных лет. Сохранились записи, сделанные и в вагонах по пути на фронт, и на передовой, и в госпитале.

Под чужим и под своим огнём,

Где войной изрыта вся земля,

Мы сошлись — лицом к лицу — вдвоём

Биться смертным боем: враг и я…

Если б всё не въявь, не на войне,

Если б это снилось мне во сне,

Я врага не смял бы сгоряча,

Я проснулся б, в ужасе крича.


В биографии Николая Степановича немало вех, которые он считал важными в своей писательской судьбе. К ним относятся и годы жизни на Белгородчине. Из автобиографии: «…Десятилетие нашей белгородской жизни — для меня в творческом плане самое благоприятное время». В Белгороде поэт впервые обратился к прозе. Повесть «Рус Марья», изданная в Воронеже, была первым прозаическим произведением о войне.

Белгородец Алексей Зиновьевич Кривцов(1925-2003) в армию был призван в конце февраля 1943-го. Рядовым пехотинцем прошел боевой путь от Ленинграда до Берлина. Награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями. Был дважды ранен, второе ранение 24 апреля 1945 года под Берлином было очень тяжёлым. Более суток пролежал Кривцов на поле боя: санитары, не подбирали его, посчитав убитым. Мать получила похоронку на сына. Но Кривцов выжил, хотя потерял ногу.

Осенью 1945 года из госпиталя он писал маме Ксении Ивановне: «Здравствуй, дорогая мама. Прими от меня мой ласковый привет и также сообщаю, что я жив и здоров, чувствую себя великолепно. Нахожусь в России, в г. Челябинске. Домой пока еще не скоро, ввиду того, что будут снова реампутацию делать. Мама обо мне не беспокойся и не горюй, держись всегда бодро, береги свое здоровье. На меня надейся, приеду домой — определюсь к делу. Ну а пока до свидания! Жду ответа». Домой Алексей Кривцов вернулся только в июне 1946 года. Ксения Ивановна его не дождалась…

Писать стихи и прозу Алексей Зиновьевич начал в 1970-е годы, отдавая предпочтение военной тематике. Во всех поэтических сборниках стихи о войне всегда преобладали и составляли целые разделы. Война предстала перед читателями и в автобиографическом сборнике прозы «Память солдатского сердца».

«Память о войне: два ордена Отечественной войны первой степени, медали, костыли и ещё письма к матери с фронта», — так писал в своей автобиографии Алексей Зиновьевич. Но в этом военном «архиве» никогда не было ни одной фронтовой фотографии.

Фотография

Обещал фотокарточку маме,

Думал, то не пустые слова,

Всё надеялся между боями,

Выслать с фронта не раз и не два.

Ни одной так ни разу не выслал.

Да и не было их у меня.

Потому и тревожили мысли 

— Обещанья не выполнил я.

И теперь, если спрашивал кто-то:

— Есть ли фото тех яростных лет,

Где служил ты солдатом пехоты?

— Таковой, к сожалению, нет.

Нету снимка в шинели военной

Загрубелой, пропахшей войной.

Не везло с фотографией, верно,

Повезло, что остался живой.


Материалы выставки размещаются на планшетах, которые музей готов предоставить для экспонирования учреждениям культуры и образования Белгорода и Белгородской области.

Наталья Буханцова, заведующая экспозиционным отделом музея

Фото автора