26 июля — День работника торговли
Белгород является одним из самых продвинутых городов ЦЧР по развитию торговой инфраструктуры Сегодня трудно представить, что когда-то существовали времена дефицита и баснословных очередей. В Белгороде давно уже не встретишь магазинов с пустыми полками или неблагоустроенными торговыми площадями. К услугам потребителей — торговые центры, магазины шаговой доступности, рынки и ярмарки. Развивается сеть фирменных магазинов местных товаропроизводителей. О вкладе торговой отрасли в развитие экономики города и региона сегодня рассказывает начальник управления потребительского рынка администрации Белгорода Евгений Ершов.
Потребительский рынок города находится в постоянном развитии. Подтверждение тому — вновь открывающиеся объекты и расширяющийся спектр услуг. В 2014 году прирост торговых площадей составил 20 тысяч кв. метров (5,6% к 2013 году) с созданием 834 рабочих мест. В качестве причин столь высокого уровня насыщения рынка города торговыми площадями явилось стабильное экономическое положение города и спрос на качественную торговую инфраструктуру.
И в этом плане Белгород является одним из самых развитых городов ЦЧР. Показатель обеспеченности в торговых площадях в 1,7 раза превышает среднероссийский и приближается к среднеевропейским значениям. Торговая сеть города — более чем 2 120 торговых объектов площадью более 380 тысяч кв. метров. Высок и вклад потребительского рынка города в валовой внутренний продукт. Доля предприятий оптовой и розничной торговли города в валовом муниципальном продукте сегодня составляет 24%. На рынке товаров и услуг города представлены практически все мировые бренды — 44 торговые марки. В рейтинге городов России по количеству представленных на рынке международных брендов Белгород занимает 4 место. Активно развивается индустрия питания. Оборот общественного питания в 2014 году составил более 2,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 22% выше прошлого года. В сфере услуг общественного питания функционирует 672 объекта на 39 тысяч посадочных мест. Это самый высокий темп роста за последние несколько лет.
Более 70% общедоступных предприятий внедрили автоматизированные системы учета и расчета с потребителями и 90% предприятий отрасли оказывают дополнительные услуги — кейтеринг, доставка продукции на дом, услуги шеф-повара на дому, организация досуга для детей, вызов такси, интернет-услуги и др. Постоянно совершенствуется работа предприятий для семейного и детского отдыха. В рамках организации весенне-летней торговли в местах массового отдыха на территории г. Белгорода в 2015 году для горожан открыто 32 сезонных семейных кафе на 1650 посадочных мест, имеющих новый формат ахитектурно-дизайнерского оформления и зоны для детского отдыха.
Несмотря на введение экономических санкций в отношении России, потребительский рынок был и остаётся одним из наиболее устойчивых к рискам сегментов экономики. Об этом свидетельствует тот факт, что оборот розничной торговли в 2014 году по городу составил 125,7 млрд рублей (т.е оказался выше прогнозируемого). Он вырос в товарной массе (или в сопоставимых ценах) по сравнению с предыдущим годом на 5,3 %. Розничный товарооборот на душу населения в 2014 году составил 329,5 тыс. рублей. Это значит, что ежедневно каждый житель города совершает покупок на сумму около 900 рублей. В ближайшие годы прогнозируется интерес жителей к технологическим новинкам. Драйверами роста станут большие и одновременно уверенно растущие категории — крупная бытовая техника и смартфоны. Главные тренды торговли — усиление конкуренции, автоматизация и бурное развитие онлайн-торговли в связи с развитием средств коммуникации.
Главным приоритетом стратегического направления развития сферы торговли в новых экономических условиях станет развитие многоформатной торговли и формирование эффективного механизма взаимодействия торговых предприятий с местными товаропроизводителями. Задачу по обеспечению потребности жителей города в плодоовощной продукции местных сельхозтоваропроизводителей поставил перед нами губернатор области Евгений Степанович Савченко. Благодаря совместной работе администрации города, департамента агропромышленного комплекса Белгородской области, руководителей оптового звена и ярмарок, действующих на постоянной основе, в текущем году обеспечена прогнозируемая потребность жителей города в картофеле и овощах за счёт поставок местных сельхозтоваропроизводителей более чем на 100%.
Как и в любой отрасли, в сфере торговли главным является человеческий фактор. Ежедневно на свои рабочие места сюда приходят тысячи людей — специалистов в сфере торговли и общественного питания, чтобы обеспечить жителей областного центра, а также гостей города товарами и услугами. В сфере потребительского рынка занято более 25 тысяч человек, или 15,6% работающего населения города. Пользуясь случаем, слова благодарности хочется сказать всему бизнес-сообществу сферы потребительского рынка города не только за стабильные показатели финансово-экономической деятельности, но и за вклад в создание нового современного облика города — обновление фасадов зданий, архитектурно-ландшафтное обустройство прилегающих территорий, инвестирование в строительство парковок, ремонт дворовых территорий — одним словом, за вклад в создание города, удобного для жизни.
Для повышения имиджа торговой отрасли, качества и конкурентоспособности услуг в Белгороде впервые прошел конкурс на лучшее предприятие современного сервиса в сфере розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города. Конкурс проводился по четырём категориям (предприятия стационарной розничной торговли, нестационарной торговли, предприятия общественного питания, предприятия бытового обслуживания) и 14 основным номинациям.
Его итоги подведены и объявлены лучшие предприятия. Надеемся, что данный конкурс станет традиционным.
Записала Алена Санина
Фото Бориса Ечина