Как в двадцать первом веке очутиться в средневековье
На Заячьем лугу, что под Шебекино, на несколько дней вырос средневековый военный лагерь, огороженный крепостной стеной с дозорными башнями и воротами. Здесь воссоздали элементы быта, костюма и вооружения XIII-XV веков Европы, Руси и Золотой Орды.
Это десятый фестиваль военно-исторической реконструкции, проводимый клубом «Дружина».
Сам клуб существует 23 года. В 1991-м три романтика-любителя истории средневековья, объединенные общим пристрастием к истории, изготовлению костюмов, доспехов и антуража ушедших времён, стали зачинателями реконструкции на Белгородчине. Они создали то, что позже стало местной молодежной общественной организацией, клубом исторической реконструкции «Дружина».
С тех пор было множество мероприятий: выставки, выступления, поездки на фестивали в разные города России и зарубежья. А в 2006 году родился фестиваль «Белый город». За годы существования он стал визитной карточкой области. На юбилейный фестиваль приехали как старые друзья из Воронежа, Брянска, Москвы, Курска и Харькова, так и новички «Белого города» — ребята из Ростова-на-Дону. Всего — около сотни любителей старины.
По традиции фестиваль длится три дня, и лишь в один день в средневековый лагерь пускают чужаков. Переливы мечей и кольчуг, запах приготовленных на костре кушаний, звуки старинных инструментов сделали своё дело: прибывшие на берег Нежеголи туристы перенеслись на сотни лет назад, во времена дам и рыцарей.
Перед воротами деревянной крепости на мечах дрались ребятишки. Они не участники фестиваля — они гости, просто все мальчишки мечтают стать рыцарями, где еще воплощать эти мечты, если не в этом волшебном месте? Оружие заботливые родители своим маленьким воякам прикупили здесь же: у крепостной стены развернулась небольшая ярмарка, где можно было приобрести свистульку, глиняный кувшин или самодельный лук.
А папы с мамами, ощутив себя Робинами Гудами, стреляли в тире «Таргитай». Женщина в средневековых одеждах объясняла новичкам-лучникам, как правильно обращаться с оружием, чтобы эффективнее поражать цель.
Но вскоре все взоры были прикованы к важному событию: десятки рыцарей с топорами, мечами, секирами, копьями двинулись на деревянную стену. Под градом стрел падали «раненые», неподвижно лежали «убитые». Крепость трещала и раскачивалась. Но народ не волновался.
Все знали: через несколько минут бой утихнет и все двинутся в город фотографироваться и делиться впечатлениями.
За стенами крепости царил мир. Здесь расхаживали рыцари и охотники, крестьянки и зажиточные горожанки.
В «Белом городе» особое отношение к историческому костюму: вся атрибутика должна полностью соответствовать своему историческому аналогу. Обмундирование, оружие, одежда: все делается вручную и только из тех материалов, которые были в те далекие времена. Никакой синтетики и швейных машинок.
Участники клубов сами шьют одежду со всеми её особенностями и трогательными деталями — заплатками, декором и многим другим, что рисует живого человека прошлого, его вкусы и предпочтения. Они куют мечи, расписывают щиты, делают аксессуары: от сумок до бус. В итоге костюмы и оружие получаются максимально приближенными к оригиналу, от этого ощущение присутствия в другой эпохе у туристов становится ещё ярче.
В свободное от сражений время рыцари играли в футбол. Знаете главное отличие средневекового футбола от современного? Оно заключается в снаряде. Место легкого мяча здесь занимает тяжеленная обтесанная колода. Только настоящие рыцари способны играть в эту поистине мужскую игру. Во время матча вздымалась пыль, падали наземь игроки. Такого не увидишь даже в финалах современных мировых чемпионатов!
Пили в средневековом лагере по большей части домашнее пиво и медовуху. Питались в тавернах. Самое востребованное блюдо -жареный вепрь (свиной шашлык то есть).
Музыка в лагере тоже звучала соответствующая, со средневековым колоритом. В композициях группы Spiritual Seasons звучание аутентичных инструментов: блок-флейты, шалмея, волынки — гармонично переплеталось с современными барабанами и электрогитарой.
Что в это время делали туристы? Фотографировались в шлемах и с мечами, прятались от жары под крышами таверн, выбирали сувениры, соревновались в метании копья. Детишки, возомнив себя рыцарями и надев что-то наподобие хоккейных масок, колотили друг друга мягкими дубинками.
А еще гости «Белого города» мерились косами и бородами. Обладателем самой длинной и красивой бороды второй год подряд стал Алексей Плотников. А Ирина Кутукова с 55 сантиметровой косой не оставила шанса своим соперницам.
Потом снова были сражения, песни, был огромный костер. Кто-то приехал на фестиваль реконструкции впервые, а кто-то — уже завсегдатай такого рода праздников. Но вне зависимости от опыта все гости фестиваля на время погрузились в дела давно минувших лет. И погрузятся еще, в будущем году, ведь фестиваль «Белый город» наверняка вновь состоится.
Алина АЛЕКСАНДРОВА
Фото автора