26 июля — День Военно-морского флота
Он из династии военных моряков — дед Владимир Иванович был матросом, затем офицером на Балтийском флоте. В Великую Отечественную участвовал в обороне Ленинграда, служил в морской пехоте. Отец, Владимир Владимирович, офицер-подводник Краснознаменного Северного и Тихоокеанского флотов, в отставку через 29 лет службы вышел в звании полковника медслужбы. Третий Владимир из династии Кублицких девятнадцать лет своей жизни тоже отдал Северному флоту.
Путь в профессию
Там начинал его отец. Там, в посёлке Видяево Мурманской области, прошло его детство. Туда он попросился после окончания военного училища. Хотя изначально в морфлот парень не собирался. Мечтал стать историком, и по окончании школы (а семья жила к тому времени в Советской Гавани на Дальнем Востоке) поступал на истфак Дальневосточного госуниверситета во Владивостоке. Но приблизиться к мечте не хватило всего одного балла. И в следующем, 1987 году, Владимир стал курсантом факультета гидроакустики Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени С.О. Макарова.
Курс молодого бойца, вспоминает Владимир Владимирович, проходили на известном ныне острове Русский. А тогда месяц жизни в этом забытом богом районе Владивостока, где были только воинские части, новобранцам казался вечностью.
Служба молодого лейтенанта в гарнизоне Видяево в августе 1992-го началась в сложное время. Почти год как распался Советский Союз, в стране начинался период, позже названный «лихими девяностыми». Новейший атомный подводный крейсер «Воронеж», где Владимир Кублицкий начал службу в должности инженера гидроакустической группы, только что был принят в состав ВМФ. Он хорошо помнит свой первый выход в Баренцево море в ноябре 1992-го, первое погружение, первую гидроакустическую вахту, которую молодому офицеру доверили нести самостоятельно. Их немало было потом в его подводной службе. Но первые впечатления — самые яркие — остались на всю жизнь.
В Баренцевом море
После семи лет, которые были отданы гидроакустическому делу на «Воронеже» и «Курске», В.Кублицкий сменил специальность, став офицером-воспитателем. В должности заместителя командира по воспитательной работе почти десять лет служил на больших атомных подводных лодках «Нижний Новгород» и «Псков», на подводной лодке «Тамбов». В июле 1996 года атомный подводный крейсер «Курск» вышел в море на отработку плановой боевой подготовки. Ничто беды не предвещало. Корабль новый, в декабре 94-го только спущен на воду. Экипаж — опытный и слаженный. На глубине пятидесяти метров, из-за неисправности горизонтальных рулей, лодку неожиданно сорвало с заданной глубины, и она резко пошла вниз. Тогда технические неполадки едва не привели к гибели.
— Спас корабль и людей командир электромеханической боевой части Виктор Михайлович Белогунь, — вспоминает Владимир Владимирович. — Его опыт, мастерство и выдержка помогли экипажу быстро сориентироваться и устранить неполадки. Паники не было, но все мы пережили очень непростые минуты. А в августе 2000-го года В.Белогунь погиб вместе с экипажем ‘Курска«…С погибшими белгородцами — капитаном 3-го ранга Дмитрием Мурачёвым и мичманом Павлом Таволжанским мне выпало проходить службу на «Курске» в 1995-97 годах. С Дмитрием учились еще в одной школе в Видяево, отцы наши служили вместе, а Павел некоторое время был моим сослуживцем и подчиненным. И первый практический опыт по гидроакустическому ремеслу получил от меня. Меня потом перевели на другой корабль, а ребята остались…
Единение
В 1994 году администрация города Белгорода взяла шефство над большим противолодочным кораблем Черноморского флота «Керчь». А к январю1995 года наш город обзавелся атомной подлодкой. Имя «Белгород» хотел получить экипаж атомной стратегической подводной лодки «К-18» Северного флота. Делегация подводников встретилась с тогдашним мэром Белгорода Георгием Голиковым и попросила, чтобы город взял над ними шефство. Был подписан договор о шефских связях. Но выяснилось, что строящемуся с 1992 года на заводе в Северодвинске новому подводному атомному ракетному крейсеру «К-329» уже присвоено имя «Белгород». В 1995 году в гарнизоне Видяево, на базе 7-й дивизии АПЛ (которая в этом году отмечает 50-летний юбилей) был сформирован экипаж корабля из 108 человек и назначен командир — капитан первого ранга Владилен Абхалимов. Экипаж проходил подготовку в учебном центре ВМФ в Обнинске Калужской области. Георгий Голиков взял под личный контроль шефство над экипажем корабля, которому постоянно оказывалась помощь. В Видяево был передан автобус с надписью на борту «Морякам-североморцам от белгородцев». Туда отправлялись грузы с продовольствием и материальной помощью.
Над переживавшим тяжелые времена флотом взяли шефство российские регионы. В 1997 году для материальной и моральной помощи морякам создается Ассоциация шефства над Северным флотом. В нее вошли 13 республик, 3 края, 28 областей, 3 округа и 6 городов страны. Позже присоединились и другие регионы. Не осталась в стороне и Белгородчина. Под документом о создании ассоциации есть подпись губернатора нашей области Евгения Савченко.
В конце 1997 года из-за финансовых проблем строительство «Белгорода», готового почти на 85 процентов, прекратилось, лодку законсервировали. А экипаж расформировали — уволились те, кто хотел, а остальных распределили по другим кораблям. И только в феврале 2012 года главком ВМФ РФ В. Высоцкий заявил, что подводную лодку «Белгород» достроят, и она будет использоваться для решения специальных задач. В декабре того же года возобновились работы по ее достройке. Исследовательская атомная субмарина станет носителем для глубоководных спасательных и необитаемых подводных аппаратов и будет использоваться для проведения различных исследований в отдалённых районах Мирового океана и поисково-спасательных операций.
Белгород сухопутный
Бесконечные «реформы» на флоте уже в новейшее время и последующие за этим сокращения кадров оставили вне службы сотни военных моряков. Капитан второго ранга Владимир Кублицкий вынужден был уволиться в запас в 2011-м. Судьба распорядилась так, что служившие в одном гарнизоне в Видяево, но на разных кораблях, В. Кублицкий и В.Абхалимов встретились в Белгороде. Владилен Васильевич перебрался сюда еще в 2000-м, а Владимир Владимирович приехал по приглашению друга и коллеги С.Махортова, тоже подводника-видяевца, четыре года назад. И оба работают в Белгородском государственном институте искусств и культуры. В.Абхалимов — первый проректор, отвечает, в том числе за административно-хозяйственную работу и безопасность, В. Кублицкий — помощник ректора по организационно-правовым вопросам.
Сегодня в Белгороде и области живет немало уволенных в запас военных моряков. Они трудо¬устроены, обеспечены жильем. В нашем сухопутном регионес 2006 года действует общественная организация «Морское собрание», возглавляет её капитан первого ранга Николай Якубовский. Она объединяет около шести тысяч ветеранов и военнослужащих матросов, старшин, мичманов, офицеров и адмиралов Военно-морского флота и членов их семей.А также служб обеспечения и взаимодействия, представителей гражданского морского и речного флота, курсантов военных институтов, кадетов общеобразовательных школ и морских военно-патриотических клубов, ветеранов Великой Отечественной войны и локальных военных конфликтов.
Члены «Морского собрания» участвуют в съездах, собраниях и совещаниях, во всероссийских, межрегиональных, областных и местных слетах, играх, семинарах и соревнованиях. В 2010 году была создана Белгородская региональная Федерация морского многоборья. Секция ветеранов-подводников в «Морском собрании» — одна из самых активных. Главный принцип работы организации — «От юнг детского сада, через флотские детские яхт-клубы и секции судомоделизма, кадетские классы и клубы морской направленности, в курсанты военно-морских институтов и офицеры флота». Ведется большая работа по военно-патриотическому воспитанию юных белгородских моряков.
Так что День Военно-морского флота России — это праздник огромного количества людей — тех, кто всю жизнь связан с морем, и тех, кто о нем еще только мечтает, готовя себя к нелегкой военной службе. Без преувеличения, один из любимых праздников в нашей стране.
Ирина Дунарь
Фото Бориса Ечина и из личного архива В.Кублицкого