Неистовый в бою

Ко дню рождения легендарного лётчика-истребителя
Трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб родился 6 июля 1922 года. Существует и другая официальная дата его рождения — 8 июня 1920 года. Однако она неточна, так как по воспоминаниям самого летчика, он специально себя «состарил», чтобы поступить в желаемое учебное заведение.
Иван Никитович Кожедуб является самым результативным летчиком-истребителем в авиации союзников во Второй мировой войне. На его счету 64 воздушные победы и 330 боевых вылетов. Первый же сбитый немецкий самолет был на Курской дуге (Белгородское направление) летом 1943 года. Поэтому для белгородцев всегда была интересна история и судьба этого знаменитого летчика.
Иван, крестьянский сын
Он родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинский район Сумской области Украины) в многодетной семье крестьянина — церковного старосты. В 1934 году окончил школу и поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка.
Первые шаги были в Шосткинском аэроклубе. В начале 1940 года Иван ушел в армию, и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. Затем продолжил в ней службу в должности летчика-инструктора. После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Казахстан, в Чимкент. Стоит отметить, что его коллегой по учебе и работе в те годы был уроженец Белгорода, впоследствии пилот Николай Александрович Анцырев. Он погиб в мае 1943-го под Краматорском. В ноябре 1942 года И.Н. Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии (со 2 июля 1944 года — 14-я гвардейская истребительная авиационная дивизия), формирующийся в Иваново. В марте 1943-го в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт. Приближалась битва на Курской дуге. Во второй день сражений, 6 июля 1943 года, в свой сороковой боевой вылет старший лейтенант Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик «юнкерс». Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля — сразу два немецких истребителя. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 19 октября 1943 года.
Ас-истребитель
С мая 1944 года Иван Никитович воевал на самолете «Ла-5ФН» (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В.В. Конева. В экспозиции Белгородского ис-торико-художественного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» есть уникальная фотография, сделанная в июне 1944 года. На снимке Кожедуб садится в кабину самолета с надписью белой краской на правом борту «От колхозника Конева».
В августе 1944-го, получив звание капитана, он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка, и стал воевать на новом истребителе «Ла-7». Последний бой в Великой Отечественной войне, в котором сбил два немецких самолета, гвардии майор Кожедуб провёл 17 апреля 1945 года в небе над Берлином. За всю войну легендарный летчик ни разу не был сбит. Его подбивали, но он всегда сажал свой самолет. Звания Героя Советского Союза был удостоен еще дважды — 19 августа 1944 года и 18 августа 1945-го.
Верность небу
По окончании войны Иван Никитович продолжил службу в Военно-воздушных силах. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В это же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный «МиГ-15». Затем учеба в военной академии Генштаба, работа в должности заместителя командующего ВВС Московского военного округа, служба в центральном аппарате Военно-воздушных сил. В 1970 году И.Н. Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации, а в 1985-м-маршала.
В фондах музея-диорамы хранится коллекция фотографий Ивана Никитовича, сделанных в послевоенный период. Среди них выделяется фото встречи с почетным гражданином Белгородской области В.В. Булыгиным и жителями Валуйского района, где Кожедуб побывал в 1983 году.
Скончался И.Н. Кожедуб 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Наталья ПИСАРЕНКО, научный сотрудник музея-диорамы
Фото из фондов музея

Exit mobile version