К 90-летию со дня рождения Клары Лучко
В 1950 году на экраны страны вышел фильм «Кубанские казаки». Несмотря на недавний голодный 46-й, мы, юные, верили этой красивой сказке. Прекрасная музыка Дунаевского — студенты пели пародию: «Ой, цветет картошка, а в картошке лук, а на той картошке колорадский жук». Главные роли исполняли известные артисты Ладынина и Лукьянов, а красавицу Дашу Шелест представила юная Клара Лучко.
Известно, что о великих артистах складываются мифы. Коснулась эта истина и Лучко. Недавняя телепередача и кадры из фильмов прямо-таки растрогали зрителей, создав образ простой, душевной героини из народа. Что ж, в фильмах было такое. Но вот в жизни она была совсем другая — как говорится, «тонкая и звонкая», гордая и изящная. Мне довелось встретиться с Лучко в январе 1962 года в африканской стране Гане, куда я прибыл для разведки недр в составе геологической экспедиции.
В ожидании отъезда на север страны мы жили в столице Аккре, в фешенебельном отеле «Риц». Слушали по вечерам местные ансамбли, исполнявшие «хай-лайфы» — национальные мелодии, обработанные в европейском стиле, маялись. И очень обрадовались, когда на кинофестиваль прилетела делегация в составе Клары Лучко, Людмилы Шагаловой и Виталия Коняева, который сыграл накануне роль Петьки в нашумевшем фильме «Чистое небо».
Я развил тут бурную деятельность. Дело в том, что, собираясь в Африку, приобрел 8-миллиметровую кинокамеру, и теперь мечтал снять знаменитую артистку. Но это не удавалось, так как из-за жары Лучко не выходила из номера с кондиционером. Помочь взялся Коняев. Он зашел в номер и через некоторое время пригласил меня. Однако представшая картина сильно меня смутила: Клара возлежала совершенно обнаженная, во всю длину своего великолепного роста, за который в школе ее дразнили. На мое появление она не отреагировала ни бровью, ни мизинцем, ну, как римские патрицианки на рабов. Я вылетел, не успев все как следует разглядеть. «Сейчас она оденется», — сказал Виталий. Подождав, я снова открыл дверь — картина не изменилась ни на дюйм. Теперь помочь мне взялась сердобольная Людмила Шагалова: «Приходите на завтрак к нашему столику».
Утром я крутился у стола, сжимая в руках кинокамеру, но Лучко задерживалась. Наконец, она появилась, но уткнулась в тарелку, отвернувшись от меня. «Клара, — не выдержала Людмила, -ну, повернись, человек же снимает!» Клара подняла голову и повернулась ко мне. Какой это был поворот прекрасной, классической головы! Медленный, величественный и по всем канонам киноискусства.
Я нажимал, нажимал на спуск камеры целую вечность, но этого мне показалось мало. Не притронувшись к завтраку, я помчался в конец зала, чтобы запечатлеть ее выход. Когда я выскочил из-за угла, как чёртик, Клара только и могла сказать: «О, Боже мой!» К счастью, далее все шло
благополучно. Мои коллеги организовали экскурсию по столице для артисток, и много снимали, что было весьма кстати, так как моя кинокамера оказалась неисправной. И тот замечательный поворот, увы! ушел. Позже я приобрел японскую камеру и снимал африканок, они тоже были обнаженные, но уж слишком черненькие.
Спустя три года, возвратившись в Москву, я напомнил Кларе Степановне те приключения, и она долго смеялась, вспоминая забавные эпизоды с оператором-любителем.
Так какая ж была она -народная Даша или гордая Виола? Она была всякая, -красивая, гордая и обаятельная, но прежде всего — талантливая. А лучше всего о ней свидетельствует такой факт: на XII отечественном кинофоруме «Женщины кино» Кларе Лучко было присвоено звание «Королева экрана». 1 июля ей бы исполнилось 90 лет…
Анатолий ТРОЯНОВ